Конфигурация охлаждения двигателя (рис. 5.15. жидкостная (с
принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным
бачком. Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля
(антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до
–40 °с.
Замечание Порядок замещения охлаждающей жидкости описан в подпункте
«замена охлаждающей жидкости».
Предупреждения Не рекомендуется наполнять систему охлаждения водой, так
как в комплект антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие
присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания
на кожу. Кстати устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения,
чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля
при его использования. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы
охлаждения или тюбик герметика!
Кроме радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, в
систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя,
окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в
головке блока, а также радиатор отопителя салона автомобиля. Здравый
тепловой порядок двигателя определяется температурой охлаждающей
жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в
диапазоне 90–100 °с.
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости (рис. 5.16), с
трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной 3 и пластмассовыми бачками 2
и 6. В нижней части левого бачка 2 распологается сливной кран 1. В
бачках сделаны подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной
рубашке двигателя и патрубок шланга, соединяющего радиатор с
расширительным бачком.
Рисунок. 5.16. Радиатор и электровентиляторы системы охлаждения: 1
– сливной кран; 2 –отводящий бачок; 3 –
сердцевина; 4
– главный электровентилятор; 5 – вспомогательный
электровентилятор; 6 – отводящий бачок; 7 – кожух
дополнительного электровентилятора; 8 – кожух основного
электровентилятора
Расширительный бачок 33 (см. рисунок. 5.15. служит для компенсации
изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее
температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его
стенки нанесены метки «max» и
«min» для
контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху установлена наливная
горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 35 с двумя
клапанами во внутренней части нее (впускным и выпускным), собранными в
едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении
130–150
кпа (1,3–1,5 кгс/см2), обеспечивая увеличение температуры
начала
закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное
парообразование. При охлаждении жидкости ее величина уменьшается и в
системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при
разрежении около 3 кпа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в
расширительный бачок.
Замечание Верность клапанов пробки очень важна для нормальной работы
системы охлаждения, но часто при возникновении осложнений (закипание
охлаждающей жидкости и т.д.. автолюбители обращают внимание только на
работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность
выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания
охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии
— к
аварийному повышению давления в системе, что может вызвать неисправност
радиатора и шлангов.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию
жидкости в системе охлаждения, размещен на передней поверхности блока
цилиндров и приводится во проворачивание зубчатым ремнем привода
газораспределительного устройства. Ось вращения шкива насоса выполнена
эксцентрично оси его корпуса, что дозволяет поворотом корпуса вокруг
оси регулировать натяжение ремня. В насосе установлены закрытые
подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не
подлежит, следовательно при отказе (течь жидкости или неисправност
подшипников) его заменяют в сборе. Термостат 23 (см. рисунок. 5.15. с
твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную
рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает период прогрева
двигателя. Он размещен в специальном гнезде на передней плоскости блока
цилиндров и придавлен к нему корпусом 21. При температуре охлаждающей
жидкости до 87 °с термостат полностью закрыт и жидкость
циркулирует
по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При
температуре 87 °с термостат начинает открываться, а при 102
°с
открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентилятор 4 (см. рисунок. 5.16. с пластмассовой семилопастной
крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших
скоростях пеpедвижения автомобиля в основном в городских условиях или
на горных дорогах, когда встречный много воздуха недостаточен для
охлаждения радиатора. Для повышения эффективности работы вентилятор
через резиновые подушки размещен в кожухе 8. Кожух, в свою очередь,
прикреплен к радиатору в четырех точках. На автомобили, оборудованные
системой кондиционирования, устанавливают вспомогательный
электровентилятор 5 с пятилопастной крыльчаткой, прикрепленный к
радиатору через кожух 7. Работой основного и дополнительного
электровентиляторов управляет электронный блок системы управления
двигателем, получающий сведения от датчиков системы. Электронный блок
через соответствующие реле обеспечивает проворачивание крыльчаток
электровентиляторов с двумя скоростями. Блок включает главный
вентилятор с малой скоростью вращения при температуре охлаждающей
жидкости 93 °с, с внушительный скоростью — при 97
°с,
переключает вентилятор с внушительный скорости на малую при 94
°с,
выключает его при 90 °с. Блок включает вспомогательный
вентилятор с
малой скоростью, когда включен кондиционер, переключает на внушительную
быстрота при температуре охлаждающей жидкости 97 °с или по
достижении давления 1882 кпа в нагнетающем трубопроводе кондиционера. В
систему охлаждения с помощью шлангов 11 и 16 (см. рисунок. 5.15.
включен радиатор отопителя салона. Следующая
страница»»»»»»