Детали блока цилиндров представлены на рис. 3.58. Снимите двигатель и
коробку передач. Снимите коробку передач с двигателя. Снимите маховик.
Установите двигатель на стенд для капитального ремонта двигателя КМ
412. Слейте моторное масло из двигателя. Снимите головку блока
цилиндров. Снимите масляный насос с блока цилиндров. Снимите все
детали, прикрепленные к блоку цилиндров. Снимите ремень привода насоса
усилителя рулевого управления/компрессора кондиционера. Выверните болты
крепления компрессора кондиционера, и отклоните его вниз. Выверните
болт/гайку и регулировочный болт заднего кронштейна насоса усилителя
рулевого управления.
Рис. 3.59. Расположение болтов (1) крепления кронштейна (2) компрессора
кондиционера и насоса усилителя рулевого управления и кронштейна (3)
Выверните болты 1 (рис. 3.59) крепления кронштейна компрессора
кондиционера. Снимите компрессор кондиционера, насос усилителя рулевого
управления и кронштейн 2. Снимите кронштейн 3. Выверните верхний болт
крепления генератора. Выверните нижний болт и гайку крепления
генератора. Снимите генератор и ремень.
Рис. 3.60. Расположение болтов (1) крепления
верхнего кронштейна двигателя (3) и скользящего кронштейна (2)
генератора и болтов (4) крепления нижнего кронштейна (5) двигателя
Выверните болты 1 (рис. 3.60) верхнего кронштейна крепления двигателя.
Снимите скользящий кронштейн генератора 2. Снимите верхний кронштейн 3.
Выверните болты 4 нижнего кронштейна крепления двигателя. Снимите
нижний кронштейн 5. Снимите масляный поддон и маслоприемный патрубок в
следующем порядке:
Рис. 3.61. Расположение болтов (1) и гаек (2) крепления масляного
поддона (3) и болтов (4) крепления маслоприемного патрубка
- выверните болты 1 (рис. 3.61); - выверните гайки
2;
- снимите масляный поддон 3; - выверните болты 4; -
снимите
маслоприемный патрубок 5 и уплотнительное кольцо. Очистите привалочные
поверхности масляного поддона и блока цилиндров. Снимите крышки шатунов
в следующем порядке: - медленно поверните коленчатый вал,
чтобы
большая головка шатуна первого цилиндра была наверху; -
выверните
гайки крепления крышки шатуна; - снимите крышку головки
шатуна; - наденьте на шпильки шатуна защитные шланги для
предотвращения повреждения шатунных шеек коленчатого вала и стенок
цилиндров; - нанесите метки на крышки головок
шатунов; -
снимите нижний вкладыш шатунного подшипника. Если вкладыш будет
устанавливаться снова, приклейте его клейкой лентой к снятой крышке.
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, его необходимо снять
разверткой или шабером, не повредив стенку цилиндра. Образование
буртика указывает на усиленный износ цилиндра. Снимите поршень и шатун
в следующем порядке: - снимите поршень и шатун, нажимая на
резьбовую шпильку по направлению к головке блока; - снимите
верхний вкладыш шатунного подшипника; - нанесите метки
совмещения
на поршень и шатун; - повторите операции с поршнями и
шатунами
второго и третьего цилиндров. Поставьте крышку на шатун и закрепите
болтами, чтобы сохранить прежний порядок сборки деталей.
Рис. 3.62. Поршень и шатун: 1 — стопорное кольцо; 2
—
поршневой палец; 3 — поршень; 4 — верхнее
компрессионное
кольцо; 5 — нижнее компрессионное кольцо; 6 —
маслосъемное
кольцо; 7 — стопорное кольцо; 8 — шатун; 9
— крышка
шатуна
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и
тщательно очистите поршни (рис. 3.62). Для снятия поршневых колец с
поршней разожмите кольцо, вставьте под него равномерно по окружности
два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня.
Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень
хрупкие и могут треснуть, если их разжимать очень сильно. Обращайтесь
осторожно с острыми рабочими кромками поршневых колец, чтобы не
порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для повторной
установки их на свои места. Снимите стопорное кольцо и вытащите
поршневой палец для разъединения поршня и шатуна.
Проверка, измерения и регулировка Цилиндры
Протрите стенки цилиндров и проверьте на отсутствие царапин или
чрезмерного износа. При необходимости произведите расточку цилиндров.
Рис. 3.63. Места измерения диаметра цилиндра
Измерьте внутренний диаметр цилиндров инструментом для измерения
расточенных отверстий в продольном и поперечном направлениях в местах
a, b, c (рис. 3.63). Если измеренная величина выше номинальной
(согласно спецификации), проведите расточку до следующего ремонтного
размера. Номинальный диаметр цилиндров 68,570 мм. Измерьте конусность
цилиндра, которая не должна превышать 0,10 мм. Измерьте овальность
цилиндра, которая не должна превышать 0,05 мм.
Примечание Спецификация ремонтных размеров: 0,25; 0,50; 0,75; 1,00.
Ремонтный размер должен быть одинаковым для всех цилиндров, поршней и
поршневых колец.
Поршни
Прочистите поршень тряпкой из мягкой ткани и проверьте его на
отсутствие повреждений, чтобы определить: заменить поршень или нет.
Рис. 3.64. Использование микрометра (1) для измерения диаметра поршня
Измерьте микрометром 1 (рис. 3.64) диаметр поршня в плоскости,
перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 15 мм от нижнего
края юбки поршня. Вычислите разницу измерений между внутренним
диаметром цилиндра (50 мм ниже привалочной поверхности головки блока
цилиндров) и внешним диаметром поршня (15 мм выше края юбки).
Номинальное значение зазора 0,025—0,045 мм.
Предупреждение При измерении диаметра отверстия цилиндра и внешнего
диаметра поршня, вычислите измеренные значения обеих в одинаковых
направлениях.
Поршневые кольца
Рис. 3.65. Использование щупа (1) для измерения зазора между поршневым
кольцом и стенкой канавки поршня
Проверьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Для
этого вставьте кольцо с наружной стороны в соответствующую канавку и
щупом измерьте зазор между верхней поверхностью кольца и стенкой
канавки (рис. 3.65). Если измеренная величина превышает предельно
допустимую, замените поршень. Зазоры между поршневым кольцом и стенкой
канавки поршня приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Зазоры между
поршневым кольцом и
стенкой канавки поршня Поршневое кольцо Зазор между поршневым кольцом и
стенкой канавки поршня, мм
Номинальный Предельно допустимый
1 компрессионное 0,02-0,06 0,10 2 компрессионное 0,02-0,06 0,10
Маслосъемное 0,06-0,10 -
Рис. 3.66. Использование щупа (1) для измерения зазора в замке
поршневого кольца
Проверьте зазор в замке поршневого кольца. Вставьте кольцо в
соответствующий цилиндр и протолкните днищем поршня вниз цилиндра,
чтобы исключить перекос кольца при измерении, после чего достаньте
поршень. Измерьте зазор щупом (рис. 3.66). Если зазор превышает норму,
замените кольца и повторите процедуру. Если зазор слишком мал (что
маловероятно), лучше всего подобрать новые кольца с нормативным зазором
в замке. В противном случае из-за смыкания колец при работе двигателя
произойдут серьезные поломки. В крайнем случае, зазор можно увеличить,
аккуратно подпилив торцы замка кольца тонким надфилем. Для этого
зажмите надфиль в тиски с мягкими губками, заведите кольцо так, чтобы
торцы замка оказались по обеим сторонам надфиля; медленно перемещая
кольцо, снимите излишний материал. Имейте в виду, что кольцо очень
хрупкое и может легко сломаться. Если измеренная величина зазора
превышает предельно допустимую, замените поршневые кольца. Величина
зазора в замке поршневого кольца приведена в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Зазор в замке поршневого
кольца Поршневое кольцо Зазор в замке, мм
Номинальный Предельно допустимый
1 компрессионно е 2 компрессионно е Маслосъемное 0,20-0,701,80
0,15-0,300,70 0,10-0,300,70
Поршневой палец Измерьте зазор между поршневым пальцем и отверстием в
поршне. Микрометром измерьте диаметр поршневого пальца. Нутромером
измерьте диаметр отверстия в поршне для поршневого пальца. Вычислите
разницу значений измерений между диаметром отверстия в поршне и
диаметром поршневого пальца. Диаметры отверстия в поршне и поршневого
пальца и величина зазора приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 Диаметры отверстия
в поршне и
поршневого пальца и величина зазора между поршневым пальцем и
отверстием в поршне
Наименование Номинальное значение, мм
Диаметр отверстия поршневого пальца 15,995-16,000 Внутренний диаметр
отверстия поршня 16,006-16,014 Зазор между поршневым пальцем и
отверстием в поршне 0,006-0,019