Разборку двигателя проводите в следующей
последовательности: - установите двигатель на монтажном
стенде
или на монтажном столе; - снимите генератор.
Модели без кондиционера
Снимите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов.
Все модели
Снимите верхнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма
(ГРМ); - снимите шкив насоса охлаждающей жидкости;
Рис. 87. Снятие шкива насоса охлаждающей жидкости, направляющего ролика
и крышки ремня ГРМ
- снимите направляющий ролик (рис. 87);
Рис. 88. Снятие кронштейна двигателя
- снимите кронштейн двигателя (рис. 88); - снимите
топливопровод; - снимите крышку головки цилиндров.
Предварительно
снимите наконечники со свечей зажигания вместе с проводами высокого
напряжения, отсоедините контактный разъем от датчика температуры
головки цилиндров (СНТ), снимите свечи зажигания. Не повредите
прокладку крышки головки цилиндров, она заменяется только вместе с
крышкой; - снимите шкив (демпфер крутильных колебаний) с
коленчатого вала; cнимите нижнюю крышку ремня ГРМ; - если у
вас
установлен натяжитель ремня на эксцентрике, ослабьте натяжение ремня и
снимите его, после чего снимите натяжитель. Если у вас натяжение ремня
регулируется перемещением кронштейна, то ослабьте крепление болтов
натяжителя, снимите ремень, а затем натяжитель; - снимите
зубчатые шкивы с распределительных валов; - снимите зубчатый
шкив
с коленчатого вала; - снимите внутреннею крышку ремня ГРМ;
Рис. 89. Снятие распределительных валов. Порядок затягивания болтов
крышек подшипников распределительных валов
- снимите распределительные валы, для этого отверните болты
крепления крышек подшипников в последовательности, показанной на рис.
89. Пометьте положения каждой крышки до снятия, это необходимо для
последующей сборки; - снимите сальники распределительных
валов; - снимите толкатели клапанов и регулировочные шайбы,
пометьте и положите по порядку; cнимите шланг вентиляции
картера;
- отверните три нижних болта крепления впускного коллектора и
отсоедините трубку указателя уровня масла, перед этим разожмите
контактный разъем датчика детонации (KS);
Рис. 90. Снятие головки блока цилиндров. Последовательность
отворачивания болтов
- отверните болты крепления головки блока цилиндров в
последовательности, показанной на рис. 90
и снимите ее. Температура головки при этом должна быть ниже 30°
С.
Головку положите на мягкий материал; - снимите насос
охлаждающей
жидкости, обратите внимание на крыльчатку, она легко
деформируется; - снимаем термостат, датчик давления масла и
датчик детонации (КS).
Модели выпуска до 11.1999 г.
Снимите масляный картер. При снятии картера старайтесь, чтобы продукты
износа не попали в двигатель.
Модели выпуска с 12.1999 г.
Снимите масляный картер с помощью приспособления. Для этого отверните
сливную пробку и вставьте в отверстие приспособление и только потом
отворачивайте болты крепления.
Все модели
Рис. 91. Снятие маслоприемника и масляного насоса
Снимите маслоприемник, нижнюю часть картера двигателя и масляный насос
вместе с прокладкой (
рис. 91); - снимите прокладку с привалочной поверхности
корпуса
масляного насоса; - снимите нажимной диск сцепления. Для
этого
зафиксируйте маховик с помощью специального инструмента или подходящей
отвертки. Отворачивайте болты крест-накрест постепенно на два оборота,
пока нажимной диск не освободится; - зафиксируйте маховик,
отверните болты крепления и снимите его; - снимите крышку
заднего
сальника коленчатого вала и опору датчика угла поворота коленчатого
вала; - отсоедините блок цилиндров в сборе с
кривошипно-шатунным
механизмом от монтажного стенда и верхней стороной поставьте на мягкую
опору, в комплектации эту часть двигателя можно заменить. В
соответствии с инструкцией Ford детали коленчатого вала, а также поршни
и гильзы цилиндров отдельно не заменяются.
Сборка двигателя
Для выполнения сборочных работ по двигателю мастерские Ford
оборудуются следующим специальным инструментом: -
универсальный
ключ 205-072 (15-030А); - прибор для измерения углов 303-174
(21540); - блокирующее устройство для коленчатого вала
303-204
(21168); - приспособление для установки распределительного
вала
303-376 (21-162В); - накладной ключ для болтов головки блока
цилиндров 303-392 (21167); - съемник для сальников 303-395
(21171); - фиксатор 303-435-06 (21031В); -
подъемная опора
303-435-1 (21212); - свечной ключ 303-499 (21202);
-
установочный штифт коленчатого вала 303-507 (21210); -
оправка
для установки ведомого диска сцепления 308-204 (16067). Перед сборкой
все болты, шайбы, посадочные поверхности смочите моторным маслом,
очистите и проверьте привалочные поверхности. Сборку выполняйте в
следующей последовательности: - установите блок цилиндров на
монтажный стол или стенд;
Рис. 92. Установка крышки заднего сальника коленчатого вала
- установите крышку заднего сальника коленчатого вала и
кронштейн
датчика угла поворота коленчатого вала (СКР) (рис. 92); -
установите датчик СКР;
Рис. 93. Установка маховика
- установите маховик и закрепите его болтами.
Последовательность
затяжки показана на рис. 93. Затяжку проводите в два этапа, сначала
заверните моментом 30 Н·м, а затем доверните с помощью
специального приспособления 303-174 на 80°;
Рис. 94. Установка маслоприемника и масляного насоса
- соедините ротор масляного насоса с коленчатым валом, после
чего
установите масляный насос и маслоприемник с новой прокладкой (рис.
94); - установите сальник коленчатого вала, перед установкой
посадочные места смочите моторным маслом.
Модели выпуска до 11.1999 г.
Рис. 95. Нанесение специального герметика
Нанесите на сопрягаемые поверхности блока цилиндров специальный
силиконосодержащий герметик (рис. 95); - установите нижнюю
часть
картера на блок цилиндров с новой прокладкой и заверните болты
крепления от руки;
Рис. 97. Последовательность затяжки болтов
- правильно расположите c помощью линейки нижнюю часть
картера
относительно блока цилиндров так, чтобы со стороны маховика их
поверхности были на одном уровне, и затяните болты моментом 20
Н·м в определенной последовательности (рис. 97).
Модели выпуска после 12.1999 г.
Рис. 96. Отверстия под шпильки М8х20
Вверните шпильки М8х20 в глухие отверстия (рис. 96). Обратите внимание
на то, чтобы в эти отверстия не попал герметик, что может привести к
уменьшению жесткости (рис. 96); - нанесите на фланец картера
герметик толщиной 3 мм и затяните болты в два приема: сначала моментом
10 Н·м, а затем моментом 20 Н·м (см. рис. 97).
Все модели
Установите сцепление, для этого сцентрируйте ведомый диск с помощью
центровочной оправки относительно коленчатого вала и заверните болты
крепления нажимного диска крест-накрест моментом 29
Н·м; -
установите шланг вентиляции картера и датчик детонации. Расположите
провод датчика на соответствующем расстоянии от головки блока цилиндров
и шланга вентиляции картера; - установите термостат с новым
резиновым уплотнением; - установите датчик давления масла,
перед
этим нанесите на резьбу герметик; - установите насос
охлаждающей
жидкости с новым уплотнением. Обратите внимание на крыльчатку, она
легко деформируется; - положите прокладку головки блока на
блок
цилиндров. Обратите внимание на то, чтобы направляющие втулки
фиксировали прокладку без напряжения;
Рис. 98. Порядок затягивания головки блока цилиндров
- установите головку блока цилиндров. Предварительно очистите
сопрягаемые поверхности, затяните болты крепления в определенной
последовательности в три приема, сначала моментом 15 Н·м,
затем
30 Н·м, после чего доверните их с помощью специального
инструмента 303-174 на 90° (
рис. 98); - заверните три нижних болта впускного коллектора
моментом 4 Н·м и установите трубку указателя уровня
масла;
- установите толкатели клапанов и регулировочные шайбы, при этом
сохраните их положение, какое было до снятия;
Рис. 99. Поршень 1-го цилиндра находится на расстоянии 25 мм до ВМТ
- установите поршень первого цилиндра так, чтобы он в такте
сжатия не доходил до ВМТ 25 мм, при этом маховик занял положение,
показанное на рис. 99; - установите распределительные валы.
Распределительный вал выпускных клапанов имеет дополнительный кулачок
на месте установки датчика угла поворота(СМР). Перед установкой обильно
смажьте моторным маслом поверхности подшипников и кулачков;
Рис. 100. Обозначения крышек подшипников распределительных валов: 1
— крышка распределительного вала впускных клапанов; 2
—
крышка распределительного вала выпускных клапанов
- нанесите силиконосодержащий герметик на сопрягаемые с
головкой
блока поверхности крышек первых подшипников. Обозначения крышек
подшипников находятся на внешней стороне: E1 — относится к
валу
выпускных клапанов, I1 — впускных (рис. 100); -
установите
крышки подшипников и затяните болты в последовательности, указанной
выше, в три этапа: равномерно вворачивайте по пол-оборота за раз, пока
крышка не ляжет на головку блока, заверните моментом 7 Н·м,
заверните моментом 16 Н·м; - смажьте рабочие
кромки
сальников распределительных валов моторным маслом и запрессуйте их;
Рис. 101. Положение распределительных валов, когда поршень 1-го
цилиндра находится в положении ВМТ. Валы устанавливаются с помощью
специального инструмента Ford 21-162 Zetec, 21-162A Zetec-SE
- установите внутреннюю крышку ремня ГРМ; -
установите
зубчатые шкивы на распределительные валы; - установите
распределительные валы в положение, когда поршень 1-го цилиндра будет
находиться в ВМТ. Для этого поверните валы за шестигранник до тех пор,
пока приспособление не установится в торцовые пазы валов; Следующая
страница»»»»»»