Рисунок. 12.3. Механическая коробка передач (ib5), которой оснащены все модели автомобилей с 1996 года выпуска
Автомобили Fiesta оборудуют пятиступенчатой коробкой передач (рис.
12.3). Все передачи переднего хода целиком синхронизированы, причем
первые три передачи даже оборудованы двойными синхронизаторами. В
зависимости от модели мотора устанавливают коробки передач с различными
передаточными числами. Только автоматическая коробка передач работает
бесступенчато, выбирая требуемые передаточные отношения меж двумя
различными по диаметру парами конических шестерен. Как свидетельствует
практика, коробки передач автомобилей Fiesta надежны в использовании и
иногда выходят из строя. Если вы столкнулись с исключением из правил,
поручите отремонтировать коробку передач автомастерской или сервисному
центру. Своими силами можно осуществить ремонт только при присутствии
нужного инструмента и предназначенных знаний и опыта. Даже
автомастерские перераспределяют требующие капитального ремонта коробки
передач их изготовителю или меняют коробку передач на другую.
Форд Фиеста Fiesta устройство коробки передач
Технический Словарь
Работа коробки передач
Крутящий момент от коленчатого вала мотора через сцепление передается
на первичный вал коробки передач. На первичном валу размещено пять
косозубых шестерен и шестерня заднего хода, которые находятся в
постоянном зацеплении с шестернями на вторичном валу. Шестерни на
вторичном валу размещены на игольчатых подшипниках и легко вращаются на
валу до тех пор, пока в механизме переключения передач не включится
определенная передача.
Шестерни и валы
При включении передачи соответствующая шестерня блокируется с вторичным
валом коробки передач. Отношение количества зубьев включенной пары
шестерен в итоге гарантирует соответствующую передачу. При переключении
передач меж шестернями не производится ни одного скрепления —
соединение применяется меж шестерней и валом. Рычаг переключения
передач действует на вилку, которая через муфту гарантирует жесткую
кинематическую связь шестерен. Чтобы выровнять частоты вращения вала и
шестерни, применяются синхронизаторы, состоящие из нескольких
элементов. Быстрее вращающийся вал тормозится за счет трения до тех
пор, пока при равномерной частоте вращения применяется соединение с
передачей крутящего момента. Так как для осуществления синхронизации
частот вращения понадобится незначительное время, не предлагается
сильно давить на рычаг переключения передач, преимущественно при
холодном двигателе и плотном трансмиссионном масле.
Передачи переднего хода и тыльный ход
Частота вращения первых трех передач автомобиля Fiesta меньше, чем
частота вращения коленчатого вала мотора. На четвертой передаче
передаточное отношение составляет 0,95:: и ведомые шестерни вращаются с
наибольшей частотой, чем коленчатый вал мотора. Эксперты говорят о
«длинной» передаче, которая поддерживает оптимальные
характеристики мощности двигателей Ford. На пятой передаче
(передаточное отношение 0,76:1: «ножницы» – разница
частот вращения коленчатого вала мотора и привода — еще больше,
что сохраняет силовой агрегат и уменьшает расход топлива
преимущественно на внушительных расстояниях. При переключении всех
передач переднего хода задействованы две шестерни. Только для передачи
заднего хода задействуются три шестерни. Третья шестерня, также
называемая промежуточной шестерней, установлена на отдельном валу и
запускается в работу только тогда, когда для обеспечения заднего хода
автомобиля нужно изменить направление вращения приводного вала. Следующая
страница»»»»»»