Рисунок. 13.30. Обозначения на боковине шины: 1 –
маркировка шины: 215 – ширина шины в мм; 55 – отношение
высоты профиля шины к ее ширине в процентах; Zr — радиальная
шина; 16 – посадочный диаметр в дюймах; 93 – нагрузка (650
кг); Y — максимальная быстрота (300 км/ч); 2 – данные для
Северной Америки: разрешенная наивысшая нагрузка и максимально
разрешенное давление воздуха, а также указание по мерам безопасности; 3
– направление вращения шины; 4 – конструктивное исполнение:
приводятся данные о количестве и материале протектора и боковины шины;
5 – радиальная шина: в радиальной шине корд размещен под углом
90° к направлению вращения шины; 6 – бескамерная шина:
внутренний воздухонепроницаемый пласт заменяет камеру; 7 – Mfs
защита колесных ободьев; 8 – индикаторы изнашивания протектора
Twi: маркировка «twi» или треугольники на боковине шины
свидетельствуют размещение индикаторов изнашивания протектора. При
достижении минимальной глубины профиля (1,6 мм) обнажаются поперечные
планки; 9 – знаки измерения: номер Е — шина выполняет
европейские предписания Есе-r30; знак 4 – код страны, в которой
проводилось проверка шины (нидерланды); 10 – символы Dot: шина
выполняет предписания американского Министерства транспорта (department
of Transportation) Dm 6p 38 T — код Dot (кодировка изготовителя,
размера и строении шины): 219 – дата производства (первая и
вторая цифры — неделя выпуска, третья цифры — год
выпуска); в примере: 21-я неделя 1999 года (с 2000 года
применяется четырехзначное обозначение, например, 1500–15-я
неделя 2000 года)
Форд Фиеста Fiesta маркировка шин
Характеристики актуальных шин — размер, внешняя нагрузка,
внутреннее давление и максимальная рекомендуемая быстрота пеpедвижения
— стандартизированы для обеспечения взаимозаменяемости шин при их
использовании (рис. 13.30). По действующим всемирным соглашениям объем
шин приводится в миллиметрах или единовременно в миллиметрах и дюймах.
Например, маркировка 155/ 70 R 13 означает, что ширина шины в
ненагруженном состоянии равна 155 мм. Две следующие цифры
свидетельствуют отношение высоты к ширине поперечного сечения профиля
шины – 70%. Чем меньше это соотношение, тем больше плоской и
широкой является шина. Буква «r» характеризует структуру
шины — радиальная (шина с радиальным компоновкой нитей корда).
Последующие цифры определяют внутренний диаметр шины в дюймах.
Приобретая новую шину, обращайте внимание на ее характеристику:
новейшая шина обязана подходить к ободу.
На легковые автомобили устанавливают только радиальные шины.
Рисунок. 13.31. Бескамерная шина радиальной строении Pkw-reifens:
1 – покровитель (профиль и размещение влияют на свойства шины); 2
– основание (уменьшает сопротивление качению); 3 –
нейлоновый корд (повышает стойкость к повышенным скоростям); 4 –
стальной брекер (повышает стабильность движения); 5 – каркас шины
(обеспечивает форму и надежность шины); 6 – воздухонепроницаемый
внутренний слой, заменяющий камеру; 7 – боковина (защищает каркас
от повреждений); 8 – борт (поддерживает верность управления и
движения); 9 – сердечник борта (обеспечивает крепкую посадку на
ободе); 10 – усилительное утолщение (повышает верность управления
и стабильность движения)
В радиальных шинах нити корда размещены по наименьшему пути меж бортами
шины. Брекерный пояс окружает тонкий и гибкий каркас и гарантирует
стойкость шины (рис. 13.31).
Бескамерные шины отличаются вулканизированным внутренним слоем с очень
большой воздухонепроницаемостью. Борт такой шины нужно устанавливать на
обод колеса основательно и герметично. Отсутствие камеры в шине
уменьшает массу колеса и упрощает ее монтаж на обод колеса.
Индекс скорости — прописная буква за последней цифрой
Прописная буква за последней цифрой на боковине ориентирует на допустимую наивысшую быстрота шины.
Шину 155/ 70 R 13 с буквой «s» допустимо применять до
максимальной скорости автомобиля 180 км/ч, с буквой «т»
– до 190 км/ч. Для максимальной скорости 210 км/ч предопределены
шины с маркировкой «н». Обычные шины (m+s) с обозначением
«q» разработаны на быстрота до 160 км/ч.
Знак Dot ориентирует на возраст шины
Рисунок. 13.32. Испытательный номер Есе определяется по
внушительный букве «е» и номеру страны происхождения,
например, «1» для Германии, «4» для Нидерландов
Действительная дата выпуска шины определяется номером Dot на боковине
шины: с 1990 года после этих цифр стоит маленький треугольник. Номер
Dot 1500 означает, что шину произвели на 15-й неделе 2000 года. На
боковой стороне новых шин, выпущенных с 1 октября 1998 года, обязан
быть указан испытательный номер Есе (рис. 13.32). Любой испытательный
номер гарантирует, что шина прошла испытания по стандарту свойства
Европейской экономической комиссии (ece-r30). Если на вашем автомобиле
размещены шины с большим, чем 408, номером Dot и без испытательного
номера Есе, значит, вы эксплуатируете шину без «общего разрешения
на эксплуатацию».
Зимние шины
Рисунок. 13.33. Сравнение значений тормозного пути летних и
зимних шин автомобиля без Abs: 1 – торможение на льду с
блокировкой колес (скорость 30 км/ч); 2 – зимние шины; 3 –
тормозной путь; 4 – летние шины; 5 – тормозной путь
Рисунок. 13.34. Сравнение значений тормозного пути летних и
зимних шин автомобиля c Abs: 1 – торможение с Abs на заснеженной
дороге (скорость 50 км/ч); 2 – зимние шины; 3 – тормозной
путь; 4 – летние шины; 5 – тормозной путь
Даже для использовании на осенних трассах нужно на транспортное
средство устанавливать зимние шины, а зимой без них веcь не обойтись.
Это совмещено с тем, что рабочие плоскости шин сделаны из особенного
материала на основе резины с повышенным содержанием натурального
каучука. Сцепление таких шин с поверхностью влажных, скользких дорог и
при температуре ниже 7 °c гораздо лучшее, чем обыкновенных летних
шин (рис. 13.33, 13.34). Минимальная глубина профиля зимней резины
составляет 4 мм. В любом случае на всех четырех колесах подмените
летние шины зимними — соединение из летних и зимних шин опасна.
Форд Фиеста Fiesta маркировка шин
Зимние шины предпочтительнее устанавливать на свои колеса
Летние шины склонны к пробуксовке на снегу и льду, поэтому при
использовании автомобиля в зимнее время года предлагается устанавливать
набор шин с зимним рисунком протектора. Независимо от того, какие шины
размещены на автомобиле, при температуре около точки замерзания на льду
появляется тонкая оболочка воды, которая уменьшает сцепление шин, в том
числе и зимних шин.
Отличные зимние шины не обязаны быть широкими. Несмотря на то что узкие
шины дешевле, чем широкие, сэкономленные деньги необходимо потратить на
второй набор подходящих дисков, ведь постоянное демонтаж и монтаж
летних и зимних шин ухудшают их свойство — предпочтительнее
приобрести второй набор дисков. Кстати, после каждой замещения шин
колеса нужно вторично отбалансировать. Давление в зимних шинах надо
поддерживать на 0,2 бар больше, чем в летних. Если разрешенная
максимальная быстрота ваших зимних шин ниже допустимой максимальной
скорости автомобиля, наклейте на панель приборов ярлычок с
предупреждением.
Диагностика давления в холодных шинах
Измерять давление воздуха нужно только в холодных шинах — во
время пеpедвижения они разогреваются, и давление в них увеличивается.
Как следствие вы получаете неточные итоги измерения. Проверяйте
давление шин каждые три-четыре недели, нормальное снижение давления в
месяц должно соединять 1,5%, Если снижение давления больше,
проконтролируйте состояние шины. При повышенном давлении воздуха в
нагретых шинах не надлежит производить воздух из шины. При значительном
изменении нагрузки надлежит сообразно изменить и давление воздуха в
шинах.
Нормативные значения давления воздуха в холодных шинах представлены в табл. 13.2.
Защитные колпачки вентилей шин
Вентили шин обязаны быть всегда закрыты защитными колпачками, так как
грязь, некогда попавшая в вентиль, нарушит непроницаемость шины, и
давление в шине будет всегда уменьшаться.
Рисунок. 13.35. Расслоение шины в следствии перегрева из-за слишком низкого давления воздуха в шине
Ни в коем случае не допускайте эксплуатацию шин с низким давлением, так
как в этом случае их температура преувеличивает допустимый предел, что
рано или поздно приведет к расслоению протектора или шина лопнет (рис.
13.35). Больше высокое давление воздуха (на 0,2–0,3 бар) может
быть даже выгодным: рулевое управление становится больше
чувствительным, а расход топлива немного уменьшается, однако при этом
транспортное средство движется «жестче».
Практические Указания
Бережная эксплуатация шин
1. Никогда не превышайте скорость, разрешенную для ваших шин. Раньше
всего это относится к шинам (m+s) категории «q» (160 км/ч).
При больше очень большой скорости шины больше изнашиваются, в самом
худшем случае шина может лопнуть.
2. Избегайте максимальной скорости пеpедвижения при целиком загруженном
автомобиле. Проконтролируйте температуру шины: если она равна
температуре тела, значит, все в норме. Горячая резина — это
сигнал тревоги, который ориентирует на слишком низкое давление в шине
или неисправность скелета шины. Немедленно снимите такие шины и отдайте
на диагностику специалисту.
3. Если вы часто движетесь по автостраде с очень большой скоростью,
поставьте шины, индекс скорости которых на порядок выше указанного в
техническом паспорте, например, «t» взамен «s».
4. При парковке старайтесь не наезжать боковинами шин на бордюры и
прочие препятствия – их надо переезжать на малой скорости и под
прямым углом.
5. Увеличьте давление в шинах на 0,3 бар — эта мера сэкономит топливо без ущерба для шин. Следующая
страница»»»»»»