Объем охлаждающей жидкости
См. Главу Настройки и текущее обслуживание
Усилие натяжения приводного ремня
См. Главу Настройки и текущее обслуживание и Органы управления и приемы
эксплуатации
Расчетное давление крышки радиатора, кГс/см 2 0.1
÷ 1.3
Температура полного открывания термостата, °С
91
Усилия затягивания резьбовых соединений
Н•м
Болты крышки кожуха термостата 11.8
Болты крепления водяного насоса к блоку
11.8
Расположение компонентов систем охлаждения, отопления и
кондиционирования воздуха в двигательном отсеке автомобиля (показан
двигатель V6, для 4-цилиндровых моделей схема расположения компонентов
аналогична)
1 — Радиатор
2 — Конденсатор
3 — Вентиляторы систем охлаждения и кондиционирования воздуха
4 — Водяной насос
5 — Термостат
6 — Расширительный бачок
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей
оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения
двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости.
Водяной насос роторного типа закреплен на блоке двигателя и
обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт
последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из
цилиндров в блоке и направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные
в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают
интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки
свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов.
Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в
процессе его разогрева. В первые минуты после запуска холодного
двигателя термостат остается закрытым, предотвращая тем самым
циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. Когда температура
двигателя достигает нормального рабочего значения, клапан термостата
открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий
максимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей
жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта
крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное
давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости
и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При
превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора
предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая
перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной)
трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость
автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину
расширительного бачка, который одновременно выступает также в роли
ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток
жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения
получила название замкнутой, так как в ней исключены какие-либо
функциональные потери охлаждающей жидкости.
Система отопления
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический
вентилятор и теплообменник, расположенные в коробчатом кожухе
отопителя. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с
системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием
отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов
автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует
через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух
воздуху. При включении отопления салона происходит открывание
пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха
отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора
крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух
через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.
Система кондиционирования воздуха
В состав системы входят установленый впереди радиатора конденсатор,
расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель,
закрепленный на блоке двигателя компрессор и ресивер-осушитель,
оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты
соединены между собой рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник
испарителя, работающий в режиме, обратном режиму функционирования
радиатора. Прокачиваемый через теплообменник хладагент, испаряясь,
отбирает у воздуха избыток тепла. Температура внутри салона при этом
снижается до требуемого комфортного значения (по выбору оператора).
Проверка исправности
функционирования и замена термостата
Не открывайте крышку радиатора и не снимайте термостат до полного
остывания двигателя! См. также предупреждение в начале Раздела Антифриз
- общие сведения.
ПРОВЕРКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Прежде чем окончательно утвердиться в мнении о выходе термостата из
строя, проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе, состояние и
усилие натяжения приводного ремня (см. Главу Настройки и текущее
обслуживание), а также исправность функционирования измерителя
температуры.
2. Одной из возможных причиной слишком медленного разогрева двигателя
(согласно показаниям измерителя) является заклинивание термостата в
открытом положении. Замените термостат новым.
3. В случае перегрева двигателя потрогайте рукой верхний шланг
радиатора. Если шланг не нагрет, возможно, термостат заклинен в
закрытом положении, перекрывая циркуляцию охлаждающей жидкости через
радиатор. Замените термостат.
Ни в коем случае не эксплуатируйте автомобиль со снятым термостатом!
При этом может разорваться обратная связь бортового процессора, что
приведет к повышению токсичности отработавших газов и чрезмерному
увеличению расхода топлива.
4. Если верхний шланг нагрет, это означает, что охлаждающая жидкость
исправно циркулирует через радиатор, т.е. термостат открыт. Обратитесь
к материалам Раздела, посвященного диагностике неисправностей системы
охлаждения.
ЗАМЕНА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным
кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что
располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Слейте охлаждающую жидкость из радиатора (см. Главу Настройки и
текущее обслуживание). Если замена смеси производилась недавно,
сохраните ее для дальнейшего использования.
3. Пройдитесь по верхнему радиаторному шлангу до двигателя и отыщите
крышку кожуха термостата.
4. Ослабьте хомут и снимите шланг от своего соединительного патрубка.
Если шланг “прикипел”, ухватитесь за него щипцами
(как
можно ближе к срезу) и постарайтесь повращать на патрубке с целью
разрушения удерживающего слоя отложений. Старый, подлежащий замене
шланг можно просто разрезать (постарайтесь не оцарапать патрубок).
5. Если контактирующая со шлангом поверхность патрубка поражена
коррозией, либо механически повреждена, имеет смысл заменить крышку
кожуха термостата.
6. Выверните крепежные болты и снимите крышку кожуха термостата.
Если крышка “прикипела”, обстучите ее молотком с
мягким бойком. Приготовьтесь к сбору проливаемой жидкости.
7. Постарайтесь запомнить установочное положение термостата (клапанным
пальцем вверх), затем извлеките его из кожуха.
8. Удалите с поверхностей кожуха и крышки все следы герметика и
материала старой прокладки.
10. Установите термостат в кожух (не применяйте никакой герметик).
Проследите, чтобы он оказался развернут пальцем прокачки вверх, а
оборудованной пружиной стороной к двигателю.
11. Установите на место крышку и закрепите ее болтами, затянув
последние с требуемым усилием.
12. Подсоедините к патрубку крышки шланг и прочно закрепите его
хомутом. Верните на место все снимавшиеся с целью обеспечения доступа
компоненты.
13. Залейте в систему необходимое количество охлаждающей жидкости (см.
Главу Настройки и текущее обслуживание).
14. Запустите двигатель и проверьте его на наличие утечек и исправность
функционирования термостата (см. параграфы со 2 по 4). Следующая
страница»»»»»»