2 кривошипно-шатунный механизм Уаз газораспределительный
механизм Уаз
На автомобилях УАЗ устанавливается четырехцилиндровый, четырехтактный,
верхнеклапанный, карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением (рис.
2.1, 2.2). В зависимости от года выпуска и комплектации могут быть
установлены двигатели моделей 414, 4178, 4218 производства АО Волжские
моторы (г. Ульяновск) и модели 4021.60 производства АО Заволжский
моторный завод (г. Заволжье, Нижегородской обл.). Двигатели модели
4021.60 разработаны под установку на автомобили УАЗ
Подтяните гайки крепления головки блока цилиндров после обкатки
автомобиля, через 1000 км пробега и после каждого снятия головки.
Затяжку гаек проводите только на холодном двигателе в
последовательности, указанной на рис. 2.3 в два приема. Окончательный
момент затяжки 71,5–76,5 Н·м (7,3–7,8
кгс·м).
По мере необходимости очищайте от нагара головку блока цилиндров, днища
поршней и впускные клапаны. На исправном неизношенном двигателе при
применении высококачественного топлива и масла и соблюдении надлежащего
теплового режима нагар бывает мал. При износе двигателя, особенно его
поршневых колец, в камеры сгорания попадает много масла и образуется
большой слой нагара. Наличие нагара определяют по усилению детонации,
перегреву, падению мощности и увеличению расхода топлива. При появлении
этих признаков снимите головку блока цилиндров и удалите нагар при
помощи металлических скребков и щеток. Не допускайте попадания нагара в
зазор между головками поршней и цилиндрами. Если двигатель работал на
этилированном бензине, то предварительно смочите нагар керосином, чтобы
во время очистки исключить возможность вдыхания ядовитой пыли.
Привод
клапанов
осуществляется от распределительного вала через толкатели, штанги
толкателей и коромысла (рис. 2.4). Распределительный вал стальной,
кованый, имеет пять опорных шеек, кулачки привода клапанов, шестерню
привода масляного насоса и эксцентрик привода топливного насоса.
Опорные шейки вала в блоке цилиндров на подшипниках скольжения
представляют собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом (на
двигателях модели 4178 с декабря 1995 г. и модели 4218 втулки не
устанавливаются). Привод распределительного вала осуществляется от
коленчатого вала парой шестерен с косыми зубьями. Шестерня на
коленчатом валу чугунная, а на распределительном валу –
пластмассовый венец с чугунной ступицей. Обе шестерни имеют по два
резьбовых отверстия для съемника.
Правильность фаз распределения обеспечивается установкой шестерен по
меткам (рис. 2.5). Метка «О» на шестерне
коленчатого вала
должна быть против риски у впадины зуба на шестерне распределительного
вала.
Рис. 2.5. Установочные метки на распределительных шестернях:
а – метки
Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным
упорным фланцем 2 (рис. 2.6), находящимся между торцом шейки
распределительного вала и ступицей шестерни. Рабочий зазор
0,1–0,2 мм между ступицей шестерни и упорным фланцем
обеспечивается тем, что распорное кольцо 3, зажатое между шестерней и
шейкой распределительного вала, толще упорного фланца.
Газораспределительный механизм нуждается в периодической регулировке
зазоров между коромыслами и клапанами, которую следует выполнять на
холодном двигателе после пробега 16 000 км или при появлении признаков
нарушения зазоров (стук клапанов, уменьшение мощности двигателя,
вспышки в карбюраторе, «выстрелы» в глушителе) в
следующем
порядке: – снимите трубку вакуум-регулятора; –
осторожно
снимите крышку коромысел, избегая повреждения ее прокладки;
Рис. 2.7. Установочные метки на шкиве-демпфере коленчатого
вала:
1 – штифт на крышке распределительных шестерен; 2
–метка
для установки ВМТ; 3 –метка для установки момента зажигания
– установите поршень первого цилиндра по метке 2 (рис. 2.7)
на
шкиве коленчатого вала в в.м.т. при такте сжатия и щупом проверьте
зазор между коромыслами и клапанами первого цилиндра. При неправильном
зазоре отверните контргайку 5 (рис. 2.8) регулировочного винта 4 и,
поворачивая отверткой регулировочный винт, установите зазор по щупу,
после чего, удерживая отверткой регулировочный винт, затяните
контргайку и проверьте еще раз правильность установленых зазоров;
– после регулировки зазоров очередного цилиндра проверните
коленчатый вал на пол-оборота и отрегулируйте зазоры для остальных
цилиндров согласно порядку их работы:
1–2–4–3.