Автомобили семейства Chevrolet Niva представляют собой дальнейшее
развитие концепции отечественных комфортабельных внедорожников, начало
которой положил автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». От
предшественника они отличаются современным дизайном, повышенной
комфортабельностью и более совершенной конструкцией. ВАЗ-2123
(Chevrolet Niva) и его модификации – легковые автомобили
повышенной проходимости с несущим кузовом типа универсал, выпускаемые
предприятием СП «GM-AVTOVAZ». Количество дверей
–
пять, число мест – пять у модификаций L и GLS или четыре у
модификаций LX и GLX. Двигатель расположен впереди продольно.
Трансмиссия выполнена по схеме постоянного полного привода с
блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором. Передняя
подвеска независимая рычажно-пружинная, задняя – зависимая
пружинная. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних
–барабанные, на модификации LX и GLX устанавливают
антиблокировочную систему (ABS). Рулевое управление с гидроусилителем
фирмы ZF оснащено устройством регулировки положения рулевой колонки.
Двигатель ВАЗ-2123 с распределенным впрыском топлива, устанавливаемый
на модификации L и GLS, разработан на базе двигателя ВАЗ-21213 и
соответствует нормам токсичности Евро II. Изменения затронули
газораспределительный механизм: для снижения шума применена однорядная
цепь и гидронатяжитель цепи. С этой же целью установлены гидравлические
опоры клапанов. Часть двигателей выпускают в комплектации,
обеспечивающей нормы токсичности Евро III. На этих двигателях применен
фазированный впрыск топлива отдельно в каждый цилиндр, раз в четыре
такта, а не по упрощенной попарной схеме. Кроме того, выпускной
коллектор таких двигателей для снижения теплоемкости изготовлен не из
чугуна, а сварен из стальных штампованных деталей. Такая конструкция
снижает массу и теплоемкость коллектора, что ускоряет прогрев
нейтрализатора отработавших газов и позволяет быстрее приводить его в
рабочее состояние. С этой же целью приемная труба теплоизолирована
базальтовым полотном. В системе выпуска такого двигателя установлены
два кислородных датчика, до нейтрализатора и после него, чтобы
отслеживать эффективность работы системы управления двигателем. По сути
двигатель ВАЗ-2123 представляет собой двигатель ВАЗ-21214,
адаптированный к моторному отсеку Chevrolet Niva. Он отличается формой
впускного тракта и расположением передних опор подвески силового
агрегата. Положение опор изменено таким образом, что центр тяжести
двигателя находится на линии опор, в отличие от двигателей ВАЗ-21413 и
ВАЗ-21414, которые установлены на опорах консольно. На модификации LX и
GLX устанавливают более мощный двигатель Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC,
обеспечивающий нормы токсичности Евро IV. Автомобили с этим двигателем
комплектуются пятиступенчатой коробкой передач Aisin (Япония),
объединенной в моноблок с раздаточной коробкой.
ПРИМЕЧАНИЕ В связи с
отсутствием на момент издания книги полной технической информации по
двигателю Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC он не рассмотрен в данном издании.
При переиздании книги конструктивные изменения автомобиля будут учтены.
Автомобили Chevrolet Niva 2005 модельного года выпускаются в следующих
комплектациях. Модификация L – имеет регулируемую рулевую
колонку, тканевую обивку салона, иммобилизатор, центральный замок,
противотуманные фары в бампере, воздушный фильтр салона,
электростеклоподъемники передних дверей, обогреваемые наружные зеркала
с электроприводом, корректор света фар, радиоподготовку и резиновый
коврик в нише радиоприемника, а также декоративный колпак на диск
запасного колеса. Модификация GLS – улучшенная версия
модификации
L. Она имеет велюровую обивку салона, подогрев передних сидений,
тонированные стекла, радиоподготовку с антенной и двумя динамиками,
литые пятилучевые диски колес и запираемый жесткий чехол запасного
колеса. Модификация LX – оборудована подушкой безопасности
водителя и ABS фирмы Bosch. Кроме того, у этой версии несколько
изменена кинематика пружинно-рычажной подвески, в которой применены
более жесткие пружины и амортизаторы, а общая высота посадки кузова
уменьшена, что вкупе с применением более низкопрофильных 16-дюймовых
колес улучшило управляемость на высоких скоростях. В трансмиссии для
снижения высокочастотных вибраций применены облегченные карданные валы
фирмы GKN с шарнирами равных угловых скоростей вместо карданных
шарниров. Усилены тормоза: передние тормозные механизмы с
вентилируемыми дисками, диаметр вакуумного усилителя увеличен до 10
дюймов. Модификация GLX – представляет собой топ-версию,
предназначенную в основном для поставки в страны дальнего зарубежья.
Она, помимо перечисленного для модификации LX, дополнительно
оборудована подушкой безопасности переднего пассажира, кондиционером
Delphi и сиденьями Opel. В дальнейшем СП
«GM-AVTOVAZ»
предполагает устанавливать на автомобили семейства Chevrolet Niva
дизельный силовой агрегат PSA (на экспорт) и дизель рабочим объемом 1,8
л барнаульского завода (для внутреннего рынка). Кроме того, в
перспективе намечено производство коммерческих версий с кузовами пикап
и фургон.
Рис. 1.1. Габаритные размеры автомобиля
В данном издании описана базовая модификация L. Габаритные размеры
автомобиля показаны на рис. 1.1, технические характеристики приведены в
табл. 1.1.
Таблица 1.1 Технические характеристики
автомобиля
Параметры Показатели
Общие данные
Число мест, включая водителя 5
Снаряженная масса, кг 1350
Полезная нагрузка, кг 450
Габаритные размеры, мм (длина x ширина x высота)
4048х2120х1652
Максимальная скорость на высшей передаче с полной массой, км/ч
140
Время разгона с места с полной массой, с переключением передач до 100
км/ч, с 19
Двигатель
Модель ВАЗ-2123
Тип четырехтактный, бензиновый, с
распределенным впрыском топлива
Количество и расположение цилиндров 4 в
ряд
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 82 х
80
Рабочий объем цилиндров, л 1,689
Степень сжатия 9,3
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, кВт (л.с.)
58,5 (79,6)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1
5200
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 (нетто), не менее,
Н·м 127,5
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Трансмиссия
Сцепление однодисковое сухое, с
диафрагменной нажимной пружиной
Привод выключения сцепления
гидравлический, с
автоматической компенсацией износа накладок (на части автомобилей с
ручной)
пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах
переднего хода
Передаточные числа коробки передач: первая передача вторая передача
третья передача четвертая передача пятая передача задний ход
3,67 2,10 1,36 1,00 0,82 3,53
Раздаточная коробка двухступенчатая, с
межосевым блокируемым дифференциалом
Передаточные числа раздаточной коробки: высшая передача низшая передача
1,2 2,135
Дифференциал раздаточной коробки
конический, двухсателлитный
Карданные передачи: от коробки передач к раздаточной коробке
от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам
от переднего моста к колесам
с эластичной муфтой и шарниром равных угловых скоростей с двумя
карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и скользящими вилками
открытая, с шарнирами равных угловых скоростей
Главные передачи переднего и заднего мостов: передаточное число
дифференциал конические, гипоидные 3,9
конический,
двухсателлитный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая на
поперечных рычагах
с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими
амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска зависимая, жесткая
балка, связанная
с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с
цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами
Колеса дисковые, штампованные или итые
Размер обода 6J-15Н2 или 61/2J-15Н2
Шины радиальные
Размер шин 205/70R15 95T, 205/70R15 95Q
M+S 205/70R15 97T, 205/70R15 97Q M+S
Рулевое управление
Тип рулевого управления
травмобезопасное, с
регулируемым наклоном рулевой колонки. Рулевой механизм с
гидроусилителем (на части автомобилей - с электроусилителем или без
усилителя)
Рулевой привод трехзвенный, состоит из
одной средней
и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных
рычагов
Рис. 1.5. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу спереди):
1
– двигатель; 2 – привод переднего колеса; 3
–
редуктор переднего моста; 4 – передний карданный вал; 5
–
раздаточная коробка; 6 –промежуточный вал; 7
–нейтрализатор
отработавших газов; 8 – приемная труба; 9
–стабилизатор
поперечной устойчивости; 10 – коробка передач; 11 –
защита
двигателя
Рис. 1.3. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) со
снятым декоративным кожухом: 1 – воздушный фильтр; 2
–
датчик массового расхода воздуха; 3 – насос гидроусилителя
рулевого управления; 4 –воздухоподводящий патрубок; 5
–шланг к вакуумному усилителю тормоза; 6 – шланг
большой
ветви системы вентиляции картера двигателя; 7 – шланг малой
ветви
системы вентиляции картера двигателя; 8 – шланги подогрева
дроссельного узла; 9 –дроссельный узел; 10 – бачок
омывателя ветрового стекла; 11 –расширительный бачок системы
охлаждения двигателя; 12 –адсорбер системы улавливания паров
топлива; 13 – ресивер; 14 –двигатель; 15
–
подкапотная лампа; 16 – главный тормозной цилиндр; 17
–
бачок гидроусилителя рулевого управления; 18 – бачок главного
цилиндра привода сцепления; 19 –аккумуляторная батарея
Рис. 1.4. Подкапотное пространство автомобиля (вид снизу,
защита
двигателя для наглядности снята): 1 – радиатор системы
охлаждения
двигателя; 2 –электровентиляторы радиатора; 3 –
насос
гидроусилителя рулевого управления; 4 – поперечина передней
подвески; 5 – пружина передней подвески; 6 – нижний
рычаг
передней подвески; 7 –левая рулевая тяга; 8 –
растяжка
поперечины передней подвески; 9 – редуктор переднего моста;
10
–приемная труба; 11 – средняя рулевая тяга; 12
–
внутренний шарнир привода передних колес; 13 – правая рулевая
тяга; 14 –штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 15
– наружный шарнир привода передних колес; 16 –
генератор;
17 – масляный картер двигателя
Рис. 1.6. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу сзади): 1
–регулятор давления в задних тормозах; 2 – пружина
задней
подвески; 3 – амортизатор задней подвески; 4 –
нижняя
продольная штанга задней подвески; 5 –дополнительный
глушитель; 6
–задний карданный вал; 7 – задний мост; 8
–
поперечная штанга задней подвески; 9 – основной глушитель
Элементы автомобиля, расположенные в подкапотном пространстве, показаны
на рис. 1.2,1.3,1.4, расположение основных агрегатов автомобиля
–
на рис. 1.5 и 1.6. Следующая
страница»»»»»»