На автомобиль ВАЗ-2170 Lada Priora комплектуют силовым
агрегатом ВАЗ-21126 (рисунок. 5.1, 5.2), сделанным на базе
двигателя ВАЗ-2112.
Повышение рабочего объема двигателя мод. 21126 до 1,6 л по
сопоставлению с рабочим объемом мод. 2112 получено за счет
увеличения длинны хода
поршня при постоянном диаметре цилиндра.
Блок цилиндров выполнен из особого высокопрочного чугуна, из
за этого конструкция двигателя приобрела жесткость.
Каналы для охлаждающей жидкости, образующие рубашку
охлаждения, исполнены по всей высоте блока, это значительно
улучшает охлаждение поршней и
сокращает деформацию блока от неравномерного прогрева
двигателя. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в
направлении головки блока.
В низу блока цилиндров размещены пять опор под коренные
подшипники (вкладыши) коленчатого вала, крышки (бугеля)
которых фиксируются болтами.
В опорах размещены тонкостенные сталеалюминевые вкладыши,
исполняющие функцию подшипников коленчатого вала.
В промежуточной опоре исполнены проточки, в которые помещены
упорные полукольца, стабилизирующие коленчатый вал от осевых
биений.
По сопоставлению с блоком цилиндров двигателя мод. 2112 блок
цилиндров мод. 21126 Приора завышен на 2,3 мм, высота от
центра постелей радикальных
подшипников до верхней плоскости блока равна 197,1 мм.
Коленчатый вал ВАЗ-21126 Приора
Коленчатый вал выполнен из особого высокопрочного чугуна.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала проточены и
шлифованы. Для подачи масла к шатунным
вкладышам в коленчатом валу высверлены масляные каналы,
закрытые заглушками. Для снижения вибрации имеется восемь
противовесов,
находящиеся на коленчатом валу. Радиус кривошипа коленчатого
вала двигателя мод. 21126 на 2,3 мм больше, чем у двигателя
мод. 2112,
из-за этого поршневой ход увеличился с 71 до 75,6 мм. Для
отличия валов на одном из противовесов коленчатого вала
двигателя ВАЗ-21126 Приора имеется маркировка «11183».
На переднем торце коленчатого вала размещены масляный насос,
зубчатый шкив ремня привода ГРМ и шкив
привода генератора исполненным за одно с демпфером
крутильных биений. На заднем торце коленчатого вала размещен
маховик, выполненный из чугуна.
На маховике установлен стальной зубчатый обод под привод
стартера.
Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках.
Крышки шатунов сделаны способом отрыва от цельного шатуна.
Этим выполняется более высокая точность соосности установки
крышки на шатун. В нижнюю головку шатуна вкладываются
тонкостенные вкладыши,
в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них
размещены три кольца: 2 верхние компрессионные и нижнее
маслосъемное.
Дно поршней плоское, с четырьмя углублениями под клапаны,
причем на поршнях двигателя мод. 21126 углубления увеличены
по
сопоставлению с углублениями двигателя 2112. Поршни
охлаждаются маслом, для этого в опорах коренных подшипников
размещены особые форсунки.
Они выполнены в виде магистрали, в которых находятся
подпружиненные шары. Во время работы двигателя шары отпирают
отверстия в магистралях и струя масла попадает на поршень
снизу.
В двигателе мод. 21126 Приора применен набор
«поршень-поршневые кольца-поршневой палец-шатун» уменьшенной
массы
(масса поршня снижена с 350 до 235 г, поршневого пальца - со
113 до 65 г, шатуна - с 707 до 485 г, всего комплекта - на
32%).
Масляный картер стальной, штампованный, фиксирован с помощью
болтов к блоку цилиндров снизу.
Головка блока ВАЗ-21126 Приора
Головка блока, размещенная сверху на блок цилиндров, отлита
из алюминиевого сплава. В нижней части головки имеются
каналы,
по которым проходит жидкость, охлаждающая камеры сгорания. С
верху головки блока размещены 2 распределительных вала:
один для впускных клапанов, другой - для выпускных. Головка
блока цилиндров двигателя мод. 21126 имеет различия от
головки мод. 2112
увеличенной площадью фланцев под подающий трубопровод и
исполненными как одно целое с головкой блока стаканами
свечных колодцев.
Распределительные валы размещены в опорах, исполненных в
верхней части головки блока, и в одном общем корпусе
подшипников,
зафиксированном болтами на головке блока. Распределительные
валы отлиты из чугуна. Шкивы распределительных валов
двигателя 21126 Приора
разнятся от шкивов двигателя 2112 смещенными на 2° рисками
установки фаз газораспределения.
Для снижения изнашивания рабочие плоскости кулачков и
плоскости под сальник термообработаны - отбелены.
Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в
действие клапаны. Двигатель 21126 оборудован
гидротолкателями клапанов,
которые в автоматическом режиме выбирают зазоры в приводе
клапанов. У этого двигателя в процессе эксплуатации нет
необходимости регулировать
зазоры в клапанном механизме. В двигателе по четыре клапана
на цилиндр: 2 впускных и 2 выпускных.
Направляющие втулки и седла клапанов впрессованы в головку
блока. Направляющие втулки, помимо этого, оборудованы
стопорными кольцами,
фиксирующими их от выпадения. На направляющих втулках
размещены маслосъемные колпачки, сокращающие проникновение
масла в цилиндры.
На каждом клапане размещено по одной пружине.
Распределительные валы приводятся в действие резиновым
зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Крышка головки блока цилиндров произведена из алюминия.
Между крышкой и головкой блока цилиндров установлена
прокладка.
Крышка головки блока цилиндров двигателя 21126 отличается от
крышки 2112 отсутствием места для фиксации модуля
зажигания и присутствием отверстий для крепления
персональных катушек зажигания рядом с каждым свечным
колодцем.
Система смазки двигателя комбинированная ВАЗ-21126
Приора
Система смазки двигателя комбинированная: использующая метод
разбрызгивания и смазкой под давлением. Под давлением
выполняется смазка коренных и шатунных вкладышей,
опор распределительных валов. Система состоит из масляного
картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником,
полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и
масляных каналов.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21126 Приора
Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения,
радиатора с электровентилятором, центробежного водяного
насоса,
термостата, расширительного бака и трубопроводов.
Система питания включает в себя электрический топливный
насос, поставленный в топливном баке, дроссельный узел,
фильтрующий элемент тонкой
очистки топлива, корректор давления топлива, форсунки,
топливные трубопроводы. Различия деталей системы питания
двигателя мод. 21126 приора
от двигателя мод. 2112:
- топливная рампа выполнена в виде трубки и отсутствует
обратный слив топлива, рампа сделана из нержавеющей стали;
- топливные форсунки уменьшенного размера не взаимозаменяемы
с мод. 2112
- корректор давления топлива модернизированной конструкции
размещен в модуле топливного насоса, а не на топливной
рампе;
- в дроссельном узле нет отверстия, соединяющего
воздухоподводящий рукав с модулем впуска в обход дроссельной
заслонки.
Изменена вид фланца дроссельного узла.
В систему питания встроена система улавливания паров топлива
с угольным адсорбером (см. «Замена узлов системы улавливания
паров топлива»), предотвращающая протечку паров топлива
наружу.
Система зажигания ВАЗ-21126 Приора
Система зажигания состоит из персональных катушек зажигания,
размещенных на крышке головки блока цилиндров, и свечей
зажигания.
Руководит катушками зажигания электронный блок управления
(ЭБУ) двигателем. Установка персональных катушек зажигания
взамен
модуля зажигания двигателя мод. 2112 способствовала
отказаться от высоковольтных кабелей зажигания и
усовершенствовать технические характеристики
и безопасность системы.
Система вентиляции картера
Рис. 5.3. Система вентиляции картера двигателя Приора: 1 –
впускной коллектор; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг малого
контура системы вентиляции; 4 –воздухоподводящий рукав; 5
–шланг большого контура системы вентиляции; 6 – крышка
головки блока цилиндров; 7 – вытяжной шланг; 8 – сепаратор;
9 –маслоотражатель сепаратора
двигателя закрытая, с отводом картерных газов через
сепаратор 8 (рис. 5.3) маслоотделителя, установленного в
крышке 6 головки блока цилиндров, во впускную трубу. Далее
картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где
догорают. При работе двигателя на режиме холостого хода
картерные газы поступают по шлангу 3 малого контура через
калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного
узла. На этом режиме во впускной трубе создается высокое
разрежение и картерные газы эффективно отводятся в
задроссельное пространство. Жиклер ограничивает объем
откачиваемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на
холостом ходу. При работе двигателя под нагрузкой, когда
дроссельная заслонка частично или полностью открыта,
основная масса газов проходит по шлангу 5 большого контура в
воздухоподводящий рукав 4 перед дроссельным узлом и далее во
впускной коллектор и камеры сгорания. Следующая
страница»»»»»»