Электросхемы
Вольво
Внешний вид двигателя
Двигатели (рис. 3.1) В4204S и В4184S — четырехцилиндровые,
шестнадцатиклапанные. Конструктивно двигатели одинаковые. Оба двигателя
можно комплектовать как с автоматической, так и с механической
коробками передач. Основные параметры двигателей приведены в табл. 3.1.
При варианте комплектации с механической коробкой передач двигатель
В4184S компонуется с коробкой передач JB3, а двигатель В4204S
— с
коробкой передач JС5. Оба двигателя могут работать с автоматической
коробкой передач Aisin Warner 50-42. В обоих двигателях применяется
система управления двигателем Fenix 5.1 одинаковой конструкции.
Крепления двигателя расположены справа на правом внутреннем бампере,
слева на левом лонжероне и на центральном лонжероне спереди и сзади.
Головка
блока цилиндров
Головка блока (рис. 3.2) состоит из двух секций, которые отлиты из
алюминиевого сплава. В нижней секции головки блока размещается
клапанный механизм и постели распредвалов. Верхняя секция головки блока
выполняет функцию клапанной крышки и ответной части постелей
распредвалов. Масляные каналы, отлитые в нижней части верхней секции,
обеспечивают подачу масла к распределительным валам и гидротолкателям.
Каждый распределительный вал опирается на пять подшипников, образуемых
двумя секциями головки блока. Головка блока имеет полусферические
камеры сгорания и V-образное расположение клапанов. Сверху головка
блока покрыта плоской крышкой. Уплотнением между головкой блока и
блоком цилиндра служит металлоасбестовая прокладка, а в соединении
между верхней и нижней секциями головки блока используется
полимеризующаяся прокладочная мастика. Высота головки блока —
128,95—129,05 мм.
Рис. 3.3. Допустимые показатели неплоскостности головки блока цилиндров
Допустимая неплоскостность головки цилиндров по разъему блок/головка
блока: продольная — 0,50 мм; поперечная — 0,20 мм.
Максимальная допустимая обработка плоскости разъема головка/блок на
головке блока — 0,30 мм. Механическая обработка головки блока
допускается, если неплоскостность головки блока находится в пределах
нормы (рис. 3.3). В головке блока установлены: клапанный механизм и
свечи зажигания.
Блок
цилиндров
Блок цилиндров (рис. 3.4) состоит из трех секций, которые отлиты из
алюминиевого сплава, это: — собственно блок цилиндров;
—
центральная секция; — поддон. Блок цилиндров и центральная
секция
сопрягаются по плоскости, лежащей вдоль оси коленчатого вала. В блоке
расположены незаменяемые литые чугунные гильзы цилиндров. Пять опор
коренных подшипников отлиты в центральной секции с чугунными
усилителями. В верхней части центральной секции отлиты смазочные
каналы, которые распределяют масло по коренным и, через коленчатый вал,
по шатунным подшипникам. Поддон выполнен с учетом жесткости всего блока
и обеспечивает дополнительное усиление его конструкции. Гильзы
цилиндров номинального размера (табл. 3.2) разбиты на четыре размерные
группы для обеспечения селективной сборки. Метки группы,
соответствующие диаметру цилиндра, выбиты на торце гильзы. Ремонтные
размеры применяются тогда, когда износ превышает 0,1 мм и необходима
расточка и хонингование цилиндров. В блоке цилиндров расположены:
коленчатый вал; коренные вкладыши; шатуны; шатунные вкладыши;
поршни; поршневые кольца; поршневые пальцы; масляный насос.
Зубчатый
ремень привода газораспределительного механизма
Распределительные валы и водяной насос приводятся в действие зубчатым
ремнем (рис. 3.5). Зубчатые шкивы крепятся на каждом из
распределительных валов при помощи трех болтов. Отверстие под болты
имеют овальную форму для обеспечения правильной ориентации
распределительных валов. Еще два зубчатых шкива закреплены на
коленчатом валу (ведущий шкив) и на водяном насосе. Натяжение ремня
привода механизма газораспределения осуществляется автоматическим
натяжителем. Натяжитель воздействует на ремень через установленый на
рычаге ролик. Ролик успокоителя, расположенный с другой стороны ремня,
предотвращает его колебания.
Автоматический
натяжитель ремня привода газораспределительного
механизма
Основными элементами автоматического натяжителя (рис. 3.6) ремня
привода газораспределительного механизма являются пружина и демпфер.
Если натяжение ремня ослабевает, плунжер под воздействием пружины
выдавливается наружу и масло перетекает через обратный клапан на другую
сторону плунжера до тех пор, пока его давление с обеих сторон не
выравнивается. Если натяжение ремня усиливается, масло через канал
выдавливается назад за плунжер до тех пор, пока давление с обеих сторон
не выравнивается. Это поддерживает равномерное и точное натяжение ремня
независимо от его температуры.
Клапанный
механизм
состоит из следующих элементов: — клапаны; —
направляющие
клапанов; — седла клапанов; — клапанные пружины;
—
тарелки и сухари фиксации сборки клапана с пружиной; —
толкатели;
— два распределительных вала.
Клапаны
Клапаны (рис. 3.7) изготовлены из жаропрочной легированной стали.
Рабочие фаски выпускных клапанов покрыты стеллитом. Основные параметры
клапанов приведены в табл. 3.3.
Седла клапанов
Седла (рис. 3.8) клапанов запрессованы в камерах сгорания головки
блока. Основные параметры седел клапанов приведены в табл. 3.4.
ВНИМАНИЕ Не допускается механическая обработка поверхностей, покрытых
стеллитом.
Направляющие втулки клапанов
Направляющие втулки клапанов запрессованы в нижней секции головки блока
и имеют параметры, указанные в табл. 3.5.
Максимальный зазор в эксплуатации между направляющими и впускными
(выпускными) клапанами — 0,15 мм.
Клапанные пружины
Наружный диаметр клапанных пружин (рис. 3.9) —
27,7—28,1
мм, внутренний диаметр — 20,08—20,12 мм. Состояние
клапанных пружин проверяется внешним осмотром и измерением высоты при
свободном состоянии и под нагрузкой. Величины нагрузки и
соответствующие им значения высот должны соответствовать данным табл.
3.6.
Гидравлические толкатели клапанов
Гидравлический толкатель клапана: 1 — пружина; 2 —
цилиндр
толкателя; 3 — паз; 4 — плунжер; 5 —
обратный клапан
Толкатели (рис. 3.10) гидравлические, саморегулирующиеся, заполнены
маслом. Пружина, расположенная в цилиндре толкателя, поддерживает его в
контакте с распределительным валом; усилие этой пружины ниже усилия
пружины клапана, что обеспечивает линейное перемещение последнего.
Обратный клапан предотвращает выдавливание масла при воздействии
кулачка распределительного вала на толкатель и при превышении давления
масла в цилиндре толкателя над давлением масла в системе смазки
двигателя. Гидравлический толкатель имеет три режима работы.
Режим 1 работы гидравлического толкателя
Режим 1 (рис. 3.11) — когда толкатель находится в
соприкосновении с базовой окружностью кулачка
распределительного вала, масло из канала корпуса подшипника
распределительного вала поступает в толкатель через канавку и отверстие
в боковой поверхности. Масло проходит через паз, расположенный в
верхней части толкателя, и поступает в цилиндр толкателя. Когда на
толкатель не воздействует контур кулачка, давление масла в двигателе
выше давления масла в цилиндре толкателя и масло проходит через
обратный клапан цилиндра толкателя.
Рис. 3.12. Режим 2 работы гидравлического толкателя
Режим 2 (рис. 3.12) — когда толкатель отжат вниз, давление
масла
в его цилиндре становится выше давления масла в двигателе, обратный
клапан закрывается и толкатель работает как твердое тело
Режим 3 работы гидравлического толкателя
Режим 3 (рис. 3.13) — при возвращении толкателя к
соприкосновению
с базовой окружностью кулачка распределительного вала давление масла в
двигателе выше давления масла в цилиндре толкателя. Обратный клапан
открывается, пропуская масло, что обеспечивает прижатие толкателя к
распределительному валу. Volvo
S40/V40 двигатель устройство ремонт Следующая
страница»»»»»»