Рис. 3.77. Расположение основных элементов системы охлаждения: а
— радиатор; b — вентилятор радиатора; с —
водяной
насос; d — расширительный бачок; е — радиатор
отопителя; g
— дроссельный узел; f — корпус распределителя
зажигания; h
— термостат
Система охлаждения поддерживает температуру двигателя на оптимальном
уровне в течение всей продолжительности работы двигателя. При холодном
двигателе система охлаждения охлаждает двигатель медленно, что
позволяет двигателю быстро прогреться. Система охлаждения включает
радиатор а (рис. 3.77) и вентилятор радиатора b, термостат и его корпус
h, водяной насос с, приводной ремень водяного насоса и шланги. Зубчатый
ремень приводит в действие водяной насос. Для надлежащей работы системы
охлаждения функциональность всех компонентов должна быть хорошей.
Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости от радиатора создается
водяным насосом. Затем жидкость циркулирует через водяную рубашку в
блоке цилиндров и головке блока цилиндров, через корпус распределителя
зажигания f и дроссельный узел g. Когда температура охлаждающей
жидкости повышается до температуры открытия термостата, термостат
открывается. Затем жидкость течет обратно в радиатор, где она
охлаждается. Система охлаждения направляет часть жидкости через шланги
в радиатор отопителя е для обогрева салона и размораживания стекла.
Расширительный бачок d подсоединен к радиатору и дроссельному узлу для
перемещения охлаждающей жидкости в расширительный бачок при ее
расширении от повышения температуры.
Расширительный бачок поддерживает необходимый уровень охлаждающей
жидкости. В системе охлаждения автомобиля отсутствуют крышка радиатора
и сливной кран. Доливка охлаждающей жидкости осуществляется через
расширительный бачок. Для слива охлаждающей жидкости отсоедините нижний
шланг радиатора и слейте жидкость.
Радиатор
Автомобиль оснащен радиатором с трубками из алюминиевого сплава.
Расширительный бачок
Расширительный бачок — резервуар из прозрачного пластика
—
соединен шлангами с радиатором и дроссельным узлом. При движении
автомобиля охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. Часть
охлаждающей жидкости при ее расширении перемещается из радиатора в
расширительный бачок. Это постоянно поддерживает уровень охлаждающей
жидкости в радиаторе и повышает эффективность охлаждения. Поддерживайте
уровень охлаждающей жидкости при холодной охлаждающей жидкости между
отметками «MIN» и «МАХ» на
расширительном бачке.
Водяной насос
Водяной насос центробежного типа с ременным приводом состоит из
лопастного колеса, приводного вала и шкива. Лопастное колесо герметично
установлено на подшипнике. Водяной насос заменяется в сборе и поэтому
не разбирается.
Термостат
Рис. 3.78. Термостат: а — термостат; b —
металлический кожух с восковым шариком
Термостат шарикового типа контролирует поток охлаждающей жидкости через
систему охлаждения.
Термостат а (рис. 3.78) установлен в корпусе термостата. Термостат
перекрывает поток охлаждающей жидкости из двигателя в радиатор для
обеспечения быстрого прогрева двигателя и регулирует температуру
охлаждающей жидкости. Термостат закрыт до тех пор, пока двигатель
холодный, предотвращая циркуляцию жидкости через радиатор. В это время
охлаждающая жидкость циркулирует только по радиатору отопителя для
быстрого и равномерного прогрева. После прогрева двигателя, термостат
открывается. Это позволяет протекать охлаждающей жидкости через
радиатор, где тепло распределяется по всему радиатору. Это открытие и
закрытие термостата позволяет входить достаточному количеству
охлаждающей жидкости в радиатор для поддерживания оптимального
температурного режима для работы двигателя. Восковой шарик в термостате
герметично запаян в металлическом кожухе b. Восковой элемент термостата
расширяется при нагреве и сжимается при охлаждении. При движении
автомобиля и когда двигатель нагревается, температура охлаждающей
жидкости растет и когда достигает определенной температуры, восковой
шарик в термостате расширяется и давит на металлический кожух, усиливая
тем самым открытие клапана. Это позволяет охлаждающей жидкости течь
через всю систему охлаждения и охлаждать двигатель. Как только восковой
шарик охлаждается, его сокращение позволяет пружине закрыть клапан.
Термостат начинает открываться при 95° С и закрывается при
80°
С.
Электрический вентилятор радиатора
Предупреждения Для предотвращения травм берегите
руки, инструменты и одежду от электрического вентилятора радиатора.
Вентилятор может включаться независимо от того, работает двигатель или
нет.
Если лопасти вентилятора искривлены или повреждены каким-либо образом,
не пытайтесь выровнять их или повторно использовать поврежденную часть.
Вентилятор в сборе с искривленными или поврежденными лопастямисследует
заменить на новый.
Вентилятор радиатора установлен позади радиатора в моторном отсеке.
Электрический вентилятор
радиатора усиливает поток воздуха, проходящий через радиатор и
конденсатор кондиционера (на оборудованных ими автомобилях). Это
ускоряет охлаждение при работе двигателя на частоте вращения холостого
хода или при движении автомобиля на малых скоростях.
Рис. 3.79. Расположение лопастей а и электрического двигателя b
вентилятора радиатора
Диаметр вентилятора радиатора 320 мм. Вентилятор имеет 7 лопастей а
(рис. 3.79) для обеспечения воздушного потока через радиатор и
конденсатор. Электрический двигатель b закреплен на кожухе радиатора и
приводит в действие вентилятор.
Кондиционер выключен или автомобиль не оборудован кондиционером
Вентилятор радиатора приводится в действие от электронного блока
управления (ЭБУ) посредством реле малой скорости вращения вентилятора и
реле большой скорости вентилятора. На автомобилях, оборудованных
кондиционером, используется реле рядного/параллельного вентилятора
радиатора. ЭБУ включает вентилятор радиатора на малой частоте вращения
двигателя при температуре охлаждающей жидкости 93° С и на
высокой
частоте вращения двигателя при 100° С. ЭБУ меняет высокую
частоту
вращения вентилятора на низкую частоту при 97° С и выключает
при
90° С.
Кондиционер включен
ЭБУ включает вентилятор только при высокой частоте вращения двигателя,
несмотря на режим работы системы кондиционирования.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора
радиатора использует термистор для управления поступлением сигналов в
виде напряжения в ЭБУ.
Датчик температуры системы охлаждения Датчик температуры системы
охлаждения управляет показаниями индикатора в комбинации приборов.
Датчик температуры системы охлаждения расположен на корпусе
распределителя зажигания вместе с
датчиком тока.
Замена
охлаждающей жидкости
Предупреждение При открывании крышки расширительного бачка на горячем
двигателе соблюдайте осторожность. Выходящие пары могут привести к
сильным ожогам. Для этого закройте крышку расширительного бачка толстым
слоем ткани и медленно отвинтите крышку до появления шипящего звука.
После прекращения шипения медленно отвинтите и снимите крышку с
расширительного бачка.
Установите под двигателем приемный поддон для сбора охлаждающей
жидкости. Слейте охлаждающую жидкость в следующем порядке:
Рис. 3.80. Снятие крышки (1) расширительного бачка и отсоединение
нижнего шланга радиатора (2)
- снимите крышку расширительного бачка 1 (рис.
3.80); - отсоедините нижний шланг радиатора 2.
Предупреждение Поместите использованную охлаждающую жидкость в
специальную емкость для хранения охлаждающей жидкости. Никогда не
выливайте использованную охлаждающую жидкость на землю. Антифриз
(этиленгликоль) — сильный яд. При попадании антифриза в
канализацию или грунтовые воды загрязняется окружающая среда.
Подсоедините нижний шланг радиатора. Снимите расширительный бачок и
очистите внутреннюю поверхность бачка от загрязнений. Установите
расширительный бачок на место. Залейте чистую воду в расширительный
бачок до заполнения системы охлаждения. Пустите двигатель и прогрейте
его до открытия термостата. Вы можете убедиться, что термостат открыт,
когда оба шланга радиатора будут горячими на ощупь. Остановите
двигатель и отсоедините нижний шланг радиатора для слива воды.
Повторите эти операции до тех пор, пока сливаемая вода не будет
содержать ржавчины. Наполните систему охлаждения через расширительный
бачок раствором этиленгликоля и воды. Концентрация антифриза должна
быть как минимум 50%, но не более 60% для эксплуатации в холодных
регионах.
Предупреждение Никогда не используйте антифриз с содержанием
этиленгликоля более 60%, а воды менее 40%, поскольку повышается
температура раствора.
Наполните расширительный бачок до отметки «МАХ» на
внешней
стороне расширительного бака. Установите крышку расширительного бачка.
Расширительный
бачок
Рис. 3.81. Расширительный бачок, шланги и компоненты системы
охлаждения: 1 — шланг возврата охлаждающей жидкости в
радиатор; 2
— верхний шланг радиатора; 3 — хомут; 4 —
радиатор в
сборе; 5 — нижний шланг радиатора; 6 — дроссельный
узел; 7
— шланг расширительного бачка; 8 — расширительный
бачок; 9
— датчик температуры системы охлаждения; 10 —
датчик
температуры охлаждающей жидкости; 11 — шланг возврата в
расширительный бачок; 12 — переходник; 13 — шланг к
отопителю; 14 — шланг от отопителя; 15 — корпус
термостата/
распределителя зажигания; 16 — термостат; 17 —
кожух
термостата; 18 — шланг к дроссельному узлу; 19 —
шланг от
дроссельного узла; 20 — кронштейн шланга
Расширительный бачок, шланги и компоненты системы охлаждения показаны
на рис. 3.81. Слейте охлаждающую жидкость до нижнего уровня
расширительного бачка.
Рис. 3.82. Места подсоединения шлангов (1) к расширительному бачку (2)
Ослабьте хомуты крепления шлангов 1 (рис. 3.82) расширительного бачка и
отсоедините шланги от расширительного бачка 1. Снимите расширительный
бачок. Очистите внутреннюю и внешнюю поверхности, а также крышку
расширительного бачка с мылом и водой. Основательно прополощите
расширительный бачок и крышку чистой водой. Проверьте расширительный
бачок и крышку на отсутствие трещин или других повреждений.
Установка
Установите расширительный бачок, нажимая вниз. Подсоедините шланги к
расширительному бачку и закрепите их хомутами. Залейте охлаждающую
жидкость в расширительный бачок до отметки «МАХ».