Коробка передач преобразует крутящий момент,
передаваемый от двигателя, по величине и направлению, для обеспечения
оптимальной скорости и проходимости автомобиля, для наиболее
экономичной работы двигателя и для движения автомобиля задним ходом.
Коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и
стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим
двигателем. Детали коробки передач размещены в картере, который болтами
крепится к задней части двигателя. Крутящий момент от двигателя через
сцепление передается на первичный вал коробки передач. Вторичный вал
коробка передач передает крутящий момент через дифференциал к валам
привода. Включение передачи осуществляется перемещением скользящей
муфты синхронизатора. В результате шестерня жестко соединяется с валом
коробки передач.
Механизм
блокировки переключения на заднюю передачу
Этот механизм предотвращает переключение непосредственно с пятой
передачи на заднюю при движении автомобиля. Для предотвращения
переключения на заднюю передачу в нейтральном положении направляющий
болт препятствует кулачку переключения.
Рис. 4.22. Работа
механизма блокировки переключения с 5-й передачи на заднюю передачу
В случае переключения на пятую передачу вал переключения и выбора
передачи поворачивается направо, тем самым кулачок отдаляется в сторону
от направляющего болта и двигается наверх возвращая пружину. Поэтому
переключение в заднюю передачу в этом положении невозможно из-за
направляющего болта (рис. 4.22).
Рис. 4.23. Работа механизма блокировки переключения с
нейтрального положения на заднюю передачу
При переключении с нейтрального положения рычага на заднюю передачу
между пятой и задней передачей кулачок переключения поворачивается
налево и переключение становится возможным (
рис. 4.23).
Дифференциал
Дифференциал объединен с картером коробки передач и устанавливается на
шасси вместе с двигателем. Он изменяет направление подачи мощности и
увеличивает крутящий момент уменьшая скорость. Главная передача
устанавливается параллельно приводным валам и является косозубой
цилиндрической зубчатой передачей.