Расположение меток I и Е при монтаже зубчатых колес
Рядный 4-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель водяного
охлаждения оснащен двумя распределительными валами, которые расположены
в головке цилиндров. 16 клапанов (по 4 на каждый цилиндр) установлены
V-образно. Привод распредвалов осуществляет ся от коленчатого вала
зубчатым ремнем. Один из двух распредвалов управляет группой впускных
клапанов, а другой вал – выпускными клапанами. В приводе
клапанов
имеются гидравлические компенсаторы тепловых зазоров. Блок цилиндров
отлит из алюминиевого сплава и объединяет четыре расположенных в ряд
цилиндра. В расточках блока цилиндров установлены чугунные гильзы.
Литая головка блока цилиндров из алюминиевого сплава выполнена по
поперечной схеме продувки цилиндров. Компенсаторы зазоров установлены в
приводе каждого клапана.
Кованый стальной коленчатый вал опирается на пять коренных подшипников
с вставны ми вкладышами. Шатунные шейки расположены в одной плоскости
через 180 градусов. Чугунный распределительный вал установлен на пяти
подшипниках в алюминиевом корпусе, который расположен сверху головки
цилиндров. Вращение распределительному валу передается от коленчатого
вала двигателя посредством зубчатого ремня и колеса, установленного на
переднем конце распредвала.
Зубчатые колеса, установленые на обоих распределительных валах имеют
одинако вую форму и маркированы буквами I и Е (соответственно для вала,
управляющего
впускными, и для вала, управляющего выпускными клапанами).
Предупреждение
Новые распределительные валы, устанавливаемые на впускные и
выпускные
клапаны, взаимозаменяемы. Однако валы, бывшие в эксплуатации, не
взаимозаменяемы.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На поршнях установлено по
два
компрессионных и по одному маслосъемному кольцу. Для уменьшения
давления поршня на стенку цилиндра во время рабочего хода оси поршневых
пальцев имеют поперечное смещение 0,35–1,65 мм относительно
оси
поршня. В сопряжении поршневого пальца с поршнем используется подвижная
посадка, а с верхней головкой шатуна – плотная посадка.
Движение
клапанам передается непосредственно от кулачков распределительного
вала. Гидрокомпенсаторы, установленые в толкателях клапанов,
способствуют снижению шума двигателя. Конструкция привода клапанов
удовлетворяет условиям напряженной работы при высокой частоте вращения
двигателя и позволяет уменьшить трудоемкость
технического обслуживания газораспределительного механизма.
Работа
гидравлических компенсаторов зазоров
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Схема работы гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов
1. КУЛАЧОК РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
2. ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
3. СТЕРЖЕНЬ КЛАПАНА
4. МАСЛЯНЫЙ КАНАЛ
5. ТОЛКАТЕЛЬ С ГИДРОКОМПЕНСАТОРОМ
6. ПЛУНЖЕР
7. ГИЛЬЗА
8. ОБРАТНЫЙ КЛАПАН
9. ПРУЖИНА ОБРАТНОГО КЛАПАНА
10. СТАКАН ОБРАТНОГО КЛАПАНА
11. ПРУЖИНА ПЛУНЖЕРА
12. ПОЛОСТЬ А
13. ПОЛОСТЬ Б
14. НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА
15. ПОТОК МАСЛА
Гидравлические компенсаторы обеспечивают практически беззазорные
сопряжения
деталей привода клапанов. Компенсатор зазора встроен в толкатель
клапана и
расположен между наконечником стержня клапана и днищем толкателя. К
гидрокомпенсаторам подводится масло из смазочной системы двигателя.
Компенсатор работает следующим образом (см. рис. Схема работы
гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов).
1) В закрытом положении клапана толкатель 5 и гильза 7 прижимаются
соответственно к кулачку 1 распредвала и наконечнику стержня 3 клапана
усилием пружины 11. Давление масла в полостях А и Б одинаково, обратный
клапан 8 прижат к седлу пружиной 9. Зазор между клапаном и кулачком
распредвала отсутствует.
2) При набегании кулачка 1 на толкатель 5 последний воздействует на
плунжер 6.
Перемещение плунжера 6 в гильзе 7 приводит к росту давления в запертой
полости Б. Под действием высокого давления происходят небольшие утечки
масла через
радиальный зазор между гильзой 7 и плунжером 6. Поскольку время
воздействия
кулачка на клапан мало, эти утечки практически не сказываются на
синхронном
движении толкателя 5 и гильзы 7. Эти детали, двигаясь как одно целое,
открывают
клапан.
3) В фазе закрытия клапана давление в полости Б становится ниже
давления в полости А которая подпитывается маслом из смазочной системы.
Обратный клапан 8 открывается и пропускает масло в полость Б для
восстановления беззазорного
сопряжения деталей привода клапана.
Система
смазки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Система смазки двигателя
Принудительная система смазки включает в себя полнопоточный масляный
фильтр и шестеренный насос. Насос забирает масло из поддона, которое
проходит через
приемный сетчатый фильтр, и подает его в систему смазки через масляный
фильтр.
На двигателе установлен полнопоточный масляный фильтр с картонным
фильтрующим элементом. В системе предусмотрен обходной канал фильтра,
по которому масло поступает к трущимся деталям двигателя при засорении
и увеличении сопротив ления масляного фильтра. Из фильтра масло
направляется в главную масляную магистраль, из которой отходят масляные
каналы коренных подшипников. В шатунах выполнены небольшие отверстия,
через которые масло разбрызгивается на внутренние стенки цилиндров для
обеспече ния смазки и в поршни для их охлаждения. От главной масляной
магистрали отходит вертикальный канал для подвода масла к корпусам
распредвалов. Масло поступает в центральные осевые каналы распредвалов
через радиальные отверстия в шейках третьего подшипника и
распределяется к остальным подшипникам. Вертикальный канал связан с
верхними продольными масляными каналами, просверленными с левой и
правой стороны в головке цилиндров. По этим каналам масло поступает к
гидрокомпенсаторам зазоров впускных и выпускных клапанов. Кулачки
распредвалов смазываются маслом, поступающим из центральных каналов
через радиальные сверления в кулачках. Излишнее масло сливается из
механизма газораспределения в масляный поддон через вертикальные
дренажные
отверстия, расположенные около впускных клапанов 1, 2 и 3-го цилиндров,
см. рис. Система смазки двигателя. Следующая
страница»»»»»»