Разборку двигателя проводите в следующей последовательности:
-
установите двигатель на сборочный стенд или монтажный стол; -
снимите катализатор; - снимите контактный разъем датчика
давления
масла; - снимите генератор; - снимите впускной
коллектор;
Рис. 119. Детали на двигателе со стороны впускного коллектора: 1
— держатель генератора; 2 — масляный фильтр; 3
—
датчик давления масла
- со стороны впускного коллектора снимите держатель
генератора 1 (рис. 119), масляный фильтр 2, датчик давления масла 3;
Рис. 120. Навесные узлы двигателя со стороны выпускного коллектора: 1
— держатель насоса гидроусилителя рулевого управления; 2
—
держатель компрессора кондиционера
- со стороны выпускного коллектора снимите держатель насоса
гидроусилителя рулевого управления 1 (рис. 120), держатель компрессора
кондиционера 2; - снимите шланг системы вентиляции картера;
Рис. 121. Навесные детали двигателя: 1 — болты крепления
верхней
крышки ремня ГРМ; 2 — болты крепления шкива насоса
охлаждающей
жидкости; 3 — болт крепления шкива коленчатого вала; 4
—
болты крепления нижней крышки ремня ГРМ; 5 — поддерживающий
ролик; 6 — болты крепления средней крышки ремня ГРМ
- отверните: болты 1 (рис. 121) крепления верхней крышки
ремня
ГРМ, болты 2 крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, болт 3
крепления шкива коленчатого вала, болты 4 крепления нижней крышки ремня
ГРМ, болты 6 крепления средней крышки ремня ГРМ и снимите
поддерживающий ролик 5; - снимите провода высокого напряжения
и
свечи зажигания; - снимите крышку головки блока цилиндров;
Рис. 122. Снятие деталей двигателя: 1 — натяжитель ремня; 2
— зубчатый ремень; 3 — верхний направляющий ролик;
4
— нижний направляющий ролик; 5 — шкив коленчатого
вала с
регулировочной шайбой; 6 — болты крепления насоса охлаждающей
жидкости
- ослабьте момент затяжки болта натяжителя 1 (рис. 122),
вращайте
его по часовой стрелке и снимите его; - снимите зубчатый
ремень
2; - снимите верхний направляющий ролик 3; -
снимите нижний
направляющий ролик 4; - отверните болты 6 крепления насоса
охлаждающей жидкости и снимите его; - снимите шкив 5 с
регулировочной шайбой с коленчатого вала; - снимите шкивы
распределительных валов; - снимите клапанный механизм и его
детали разложите по порядку, чтобы при сборке не перепутать
местами; - отверните болты крепления головки блока цилиндров.
Болты могут быть использованы только два раза. Эту работу выполняйте на
охлажденном двигателе; - снимите головку блока
цилиндров; -
снимите нажимной и ведомый диски сцепления; - снимите маховик
коленчатого вала; - осторожно снимите масляный картер, не
повредив деталей;
Рис. 123. Снятие маслоприемника и усилителя жесткости картера: 1
— болты крепления маслоприемника; 2 — болты
крепления
усилителя жесткости картера
- отверните болты 1 (рис. 123) крепления маслоприемника и
болты 2 усилителя жесткости картера;
Рис. 124. Снятие масляного насоса
- снимите масляный насос (рис. 124); - снимите
задний
сальник коленчатого вала и датчик угла поворота коленчатого вала (СКР)
с держателем; - отверните болты крепления коренных и шатунных
подшипников и отложите их в определенном порядке, чтобы при последующей
сборке не перепутать местами. Выньте коленчатый вал из опорных
подшипников; - выдавите поршни вместе с шатунами наверх из
двигателя.
Сборка двигателя
Для выполнения сборочных работ по двигателю мастерские Ford используют
следующий специальный инструмент: фланцевый фиксатор 205-072 (915-030
А), съемник сальников 303-039 (21-009В) и 303-291 (21-141), шаблон для
установки распределительных валов 303-376 (21-162В), приспособление для
блокировки маховика 303-254 (21-135), приспособление для центровки
ведомого диска сцепления 308-204 (16-067), шаблон для установки
коленчатого вала 303-620 (21-163), болты головки блока 303-392
(21-167). Перед сборкой очистите все уплотняемые поверхности, резьбовые
отверстия, каналы систем смазки и охлаждения сжатым воздухом и
проверьте на наличие дефектов. Удалите масляный шлам с верхних
плоскостей цилиндров. Смажьте все болты и шайбы моторным маслом. Завод
Ford поставляет коренные подшипники четырех групп, в зависимости от
толщины: А (2,145— 2,152 мм); В (2,142—2,147 мм); С
(2,135—2,142 мм); D (2,130— 2,135 мм). Всегда
используйте
подшипники с соответствующим обозначением. По нормам Ford, допустимый
радиальный зазор в подшипниках должен быть в пределах
0,020—0,040
мм. Сборку двигателя проводите в следующей последовательности:
- положите вкладыши коренных подшипников на посадочные места блока
цилиндров и подготовьте соответствующие крышки подшипников. Смочите
вкладыши новым моторным маслом и установите в них коленчатый
вал;
- поставьте крышки коренных подшипников и заверните болты от руки.
Прокрутите коленчатый вал так, чтобы шатунные шейки 1-го и 4-го
цилиндров оказались в НМТ. Смажьте шатунные шейки свежим моторным
маслом; - установите поршни вместе с шатунами, при этом
сориентируйте шатунно-поршневую группу таким образом, чтобы стрелка на
днище поршня указывала в сторону ремня ГРМ; - перед
установкой
поршня вместе с шатуном сверху блока цилиндров смажьте места установки
поршневых колец, стенки поршня, зеркало цилиндра и предварительно
вставленный в шатун сухой шатунный подшипник моторным маслом. Замки
поршневых колец сориентируйте так, чтобы они были развернуты
относительно друг друга на 120°; - сожмите смазанные
маслом
поршневые кольца с помощью ленточной стяжки; - втягивайте
установленые в стяжке поршни вместе с шатуном в цилиндры, пока стяжка
не упрется в блок цилиндров. Далее наносите по поршню легкие удары
деревянной рукояткой молотка, одновременно другой рукой направляете
шатун на посадочное место подшипника. Далее ставите крышку подшипника и
рукой затягиваете крепежные болты шатуна. Не перепутайте местами
крышки; - проверните коленчатый вал на 180° так,
чтобы поршни
2-го и 3-го цилиндров оказались в НМТ, после чего повторите аналогичную
сборку для этих цилиндров; - если коленчатый вал свободно
вращается, можете окончательно затянуть болты крепления крышек коренных
подшипников, начинайте от среднего коренного подшипника. Момент затяжки
коренных подшипников составляет 83 Н·м. Проверьте снова
свободное вращение вала; - заверните болты крепления шатунных
подшипников, делайте это, когда поршень находится в НМТ. Заворачивайте
болты в два этапа: сначала заверните болты моментом 15 Н·м,
затем доверните каждый болт на 90°. Снова проверьте свободное
вращение коленчатого вала; - установите заднюю крышку
двигателя и
датчик СКР. Болты предварительно затяните от руки; -
расположите
крышку так, чтобы уплотняемая поверхность была ниже кромки блока
цилиндров на 0,3—0,8 мм, и затяните болты; -
установите
новый сальник коленчатого вала; - установите масляный насос с
новой прокладкой. Сопрягаемая с масляным картером поверхность должна
равномерно выступать за поверхность блока цилиндров на
0,3—0,8
мм; - подготовьте усилитель жесткости картера с новой
прокладкой
к установке, несильно завернув болты. Нанесите герметик на стык
масляного насоса и блока цилиндров (применяйте герметик,
рекомендованный инструкцией Ford). Через 10 минут болты крепления
усилителя жесткости можно затянуть окончательно. Правильно
сориентируйте усилитель жесткости картера относительно блока цилиндров,
для этого используйте плоские щупы и линейку так, чтобы поверхности
блока и усилителя были на одном уровне. Допустимы следующие отклонения:
c механической коробкой передач МТХ 75 выступание в пределах 0,10 мм,
зазор до 0,25 мм, с автоматической коробкой допускается зазор
0—0,25 мм; - если действительные величины не
соответствуют
этим значениям, отрегулируйте с помощью шайб; - подготовьте к
установке маслоприемник системы смазки и установите; -
установите
масляный картер. Вверните предварительно 10 установочных шпилек М6х20 в
глухие отверстия. Не допускайте попадания герметика в
отверстия;
- на фланец масляного картера нанесите герметик слоем толщиной примерно
3 мм (используйте герметик Ford); - поставьте масляный картер
и в
два приема затяните болт крепления, сначала моментом 1—6
Н·м, а затем моментом 2—10 Н·м.
Затягивайте
крест-накрест, начиная от середины, в обе стороны; -
установите
маховик и закрепите его новыми болтами. Предварительно удалите остатки
герметика из глухих отверстий в коленчатом валу; - установите
сцепление, для этого ведомый и нажимной диски установите на маховик и
отцентрируйте ведомый диск относительно оси коленчатого вала с помощью
специальной оправки и затяните болты крепления кожуха нажимного диска
крест-накрест моментом 29 Н·м. Перед установкой нанесите
небольшое количество густой смазки на шлицы ведомого диска; Следующая
страница»»»»»»