Рис. 102. Коленчатый вал в положении, когда поршень 1-го цилиндра
находится в ВМТ. Устанавливается с помощью специального инструмента
Ford 303-507
- установите коленчатый вал в положение, когда поршень 1-го
цилиндра находится в ВМТ. Для этого заверните специальное
приспособление в установочное отверстие. После поворачивайте коленчатый
вал по часовой стрелке осторожно, пока специальный инструмент не
упрется в щеку коленчатого вала (рис. 102); - наденьте
зубчатый
шкив на коленчатый вал; - установите нижнюю крышку
ремня; -
установите зубчатый шкив (демпфер крутильных колебаний) на коленчатый
вал. Для крепления обязательно используйте только новый болт.
Затягивайте болт в два приема: сначала моментом 40 Н·м, а
затем
специальным ключом доверните на 90°; - оденьте
зубчатый
ремень на шкивы, начинайте снизу и продолжайте против часовой
стрелки; - установите натяжитель ремня эксцентрикового типа.
Не
проворачивайте при затягивании эксцентрик; - для натяжения
ремня
поверните эксцентрик с помощью ключа с внутренним шестигранником против
часовой стрелки, пока стрелка не совпадет с четырехгранной
проточкой; - затяните болт натяжителя моментом 20
Н·м; - если на двигателе установлен натяжитель
ремня с
продольным пазом, то заверните болты крепления от руки; -
натяните ремень, повернув натяжитель с кронштейном по часовой стрелке,
так, чтобы указатель расположился за двумя метками, нанесенными за
роликом, и затяните болты крепления моментом 20 Н·м;
Рис. 103. Установка шкивов распределительных валов. Мастерские Ford для
крепления шкивов используют специальный инструмент 205-072
- заверните болты крепления шкивов распределительных валов
специальным инструментом с моментом 60 Н·м, при этом не
допустите смещения положения распределительных валов и коленчатого вала
(рис. 103); - выньте установочный штифт коленчатого вала из
блока
и закройте отверстие резьбовой заглушкой; - проверьте фазы
газораспределения; - прокрутите коленчатый вал рукой за
маховик;
Рис. 104. Регулировка тепловых зазоров клапанов
- отрегулируйте тепловые зазоры клапанов. Если у вас нет
специального инструмента, вам лучше обратиться в специализированную
мастерскую (рис. 104); - для регулировки тепловых зазоров
клапанов мастерские Ford используют специальный инструмент 303-563
(21218);
- установите монтажную опору двигателя (рис. 105); -
установите
клапанную крышку; - установите элементы системы
зажигания;
- подсоедините топливопровод и закрепите его; - установите
верхнюю крышку ремня ГРМ.
Модели без кондиционера
Установите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов.
Все модели
Рис. 106. Установка генератора
Установите генератор (рис. 106); - соедините двигатель с
коробкой передач и подготовьте для монтажа на автомобиль.
Разборка и сборка головки цилиндров
Разборку головки цилиндров проводите в следующем порядке:
Рис. 107. Снятие впускного коллектора
- снимите впускной коллектор с прокладкой (рис. 107).
Рис. 108. Контактные разъемы: 1 — контактный разъем датчика
управления положением дроссельной заслонки; 2 — контактный
разъем
клапана регулировки вращения коленчатого вала на холостом ходу
- отсоедините контактные разъемы от датчика управления
положением
дроссельной заслонки (ТР) 1 (рис. 108) и клапана регулировки вращения
коленчатого вала на холостом ходу (IAC) 2;
Рис. 109. Снятие котактных разъемов форсунок
- снимите контактные разъемы форсунок (рис. 109); -
снимите распределитель топлива и вакуумный шланг;
Рис. 110. Снятие узлов и деталей с головки блока цилиндров: 1
—
катушка зажигания; 2 — выпускной коллектор; 3 —
конденсатор; 4 — монтажная проушина
- снимите катушку зажигания (EI) 1 (рис. 110), выпускной
коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой, конденсатор 3 монтажную
проушину 4 двигателя;
Рис. 111. Снятие датчика СМР
- снимите датчик угла поворота распределительного вала (СМР)
(рис. 111);
Рис. 112. Снятие датчика СНТ
- снимите датчик температуры головки цилиндров (СНТ) (рис.
112); - если головка блока повреждена, ее следует заменить на
новую. В соответствии с инструкцией Ford дальнейший ремонт головки
невозможен. Сборку головки блока цилиндров проводите в следующей
последовательности: - расположите головку блока на мягкую
подложку, например на резиновом мате. Новая головка блока поставляется
с клапанным механизмом без шпилек для выпускного коллектора;
-
установите новый датчик СНТ. Обратите внимание на то, чтобы сопрягаемая
поверхность осталась неповрежденной; - вверните новые
установочные шпильки для крепления выпускного коллектора; -
установите новый датчик угла поворота распределительного вала (СМР) с
новой кольцевой прокладкой; - установите катушку зажигания
(EI) 1
(см. рис. 110), выпускной коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой,
конденсатор 3, монтажную проушину 4 двигателя; - установите
распределитель топлива; - соедините контактные разъемы
форсунок; - соедините контактный разъем датчика ТР;
-
соедините контактный разъем клапана IAC; - закрепите
провода; - установите впускной коллектор с новой прокладкой.
Снятие и установка головки цилиндров с автомобиля
При ознакомлении с этой частью ремонтных работ пользуйтесь рисунками,
представленными ранее. Снятие проводите в следующей
последовательности: - головка цилиндров должна быть холодной
перед снятием; - отсоедините провода от клемм аккумуляторной
батареи; - откройте расширительный бачок системы охлаждения и
слейте охлаждающую жидкость; - снимите провод соединения с
«массой» и теплозащитный кожух выпускного
коллектора;
- снимите контактный разъем с кислородного датчика; - снимите
выпускной коллектор и прокладку; - поднимите переднюю часть
автомобиля и надежно зафиксируйте автомобиль на подставках; -
отсоедините фланец приемной трубы. Защитите сильфон от перегибов;
- выньте коллектор из-под автомобиля; - опустите
переднюю
часть автомобиля; - снимите воздушный фильтр вместе с
всасывающим
шлангом и отсоедините контактный разъем от отдатчика MAF. -
отсоедините привод педали акселератора; - снимите шланг
системы
вентиляции картера; - отсоедините контактный разъем
СМР; -
отсоедините контактный разъем от катушки зажигания и
конденсатора; - снимите вакуумные шланги с корпуса с
активированным углем вакуумного усилителя тормозов; -
отсоедините
контактный разъем датчика детонации; - снимите шланги системы
охлаждения; - отсоедините топливопровод. Приготовьте
небольшую
емкость, система находится под давлением и часть топлива может
вытечь; - снимите крышку головки цилиндров, снимите
распределительные валы; - отверните 3 болта снизу впускного
коллектора; - снимите трубку указателя уровня масла;
Рис. 113. Порядок отворачивания крепежных болтов при снятии головки
блока
- снимите головку блока цилиндров. Болты крепления
отворачивайте
в соответствии с порядком, показанным на рис. 113. Старые болты могут
быть использованы. Установку головки блока на автомобиле проводите в
следующей последовательности: - привалочная плоскость головки
блока не подлежит шлифованию. Для установки головки блока служат две
направляющие шпильки. Перед установкой зачистите все сопрягаемые
поверхности и продуйте цилиндры и впускной коллектор; -
установите на блок только новую прокладку; - установите на
блок
головку цилиндров, не повредите новую прокладку; - заверните
болты крепления головки блока. Порядок затяжки показан на рисунке выше.
Затяжку болтов проводите в три этапа; - дальнейшую установку
проводите в порядке, обратном снятию; - проверьте уровень
масла и
смените масляный фильтр. Пустите двигатель и дайте ему прогреться. При
этом обратите внимание на надежность затяжки всех соединений и
шлангов; - совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км.
За
это время электронные системы управления двигателем и автомобилем
должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя,
например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на
холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам
перепрограммируют блок управления заново; - после пробной
поездки
снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных
соединений и герметичность шланговых.
Сальники распределительных валов
Для снятия и установки сальников мастерские Ford используют следующий
специальный инструмент: универсальный ключ для удерживания фланцев
205-072 (15030А), съемник 303-293 (21143), приспособление для установки
сальников 303-395 (21171). Снятие сальников проводите в следующей
последовательности:
- снимите зубчатый ремень, как описано ранее;
Рис. 114. Снятие зубчатых шкивов
- снимите зубчатые шкивы, как описано ранее (рис. 114);
Рис. 115. Снятие сальников распределительных валов с помощью
специального приспособления Ford 303-293
- снимите с помощью съемника сальники распределительных валов
(рис. 115). Установку сальников проводите в следующей
последовательности: - очистите и протрите шейки
распределительных
валов и посадочные места сальников. Слегка смажьте шейки валов и кромки
сальников моторным маслом;
Рис. 116. Установка новых сальников с помощью специального
приспособления Ford 303-395
- новые сальники установите с помощью специального
приспособления
(рис. 116); - установите зубчатые шкивы распределительных
валов,
как описано ранее. Проверьте и при необходимости установите фазы
газораспределения, как описано ранее
Маслосъемные колпачки
При снятии и установке маслосъемных колпачков мастерские Ford
используют следующий инструмент: устройство для сжатия пружин клапанов
303-361 (22155), вспомогательный инструмент 303-361 303-361-04
(2115504), 303-361-(2115505), монтажный инструмент, сборочное
приспособление 303-363 (21157); цангу 303-508 (21211). Работы по снятию
маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности:
- снимите распределительные валы, как описано
ранее; - снимите катушку зажигания и конденсатор;
Рис. 117. Установка специального инструмента
- установите специальный инструмент на головку цилиндров
(рис.
117); - сожмите пружину клапана с помощью специального
инструмента;
Рис. 118. Сжатие пружины клапана с помощью специального инструмента
- снимите сухари, верхнюю тарелку пружины клапана и выньте из
головки блока саму пружину (рис. 118); - с помощью
специального
цангового инструмента снимите маслосъемный колпачок. Такие же шаги
предпримите с всеми цилиндрами. - снимите маслосъемные
колпачки
на остальных клапанах. Установку маслосъемных колпачков проводите в
следующей последовательности: - важно отметить, что
маслосъемные
колпачки различаются по цвету: для впускных клапанов они зеленого
цвета, для выпускных — коричневого; - установите
монтажную
втулку на стержень клапана; - перед запрессовкой колпачков
смажьте моторным маслом направляющую втулку клапана и рабочую кромку
колпачка; cнимите монтажную втулку; - установите пружину
клапана
и верхнюю тарелку пружины клапана; - сожмите пружину клапана
с
помощью специального инструмента и установите сухари; -
повторите
работы по установке для других клапанов; - закончите
установку в
последовательности, обратной снятию.
Ремень ГРМ
При выполнении работ по снятию и установке ремня мастерские Ford
используют следующий инструмент: - фланцевый фиксатор 205-072
(15030); - измеритель углов 303-174 (21540); -
установочное
приспособление для установки распределительных валов 303-376
(21162); - свечной ключ 303-499 (21202); -
установочный
штифт установки коленчатого вала в положение когда поршень 1-го
цилиндра находится в ВМТ при такте сжатия 303-507 (21210); -
цанга 303-622 (21226). Снятие ремня проводите в следующей
последовательности:
- отсоедините провода от клемм аккумуляторной
батареи; -
ослабьте момент затяжки болтов крепления шкива насоса охлаждающей
жидкости; - поднимите переднюю часть автомобиля и надежно
закрепите на подставках; - снимите крышку ремня привода
вспомогательных агрегатов; - ослабьте натяжение ремня привода
вспомогательных агрегатов и снимите его, как это было описано
ранее; - снимите шкив (демпфер) коленчатого вала; -
снимите
шкив насоса охлаждающей жидкости и направляющий ролик ремня привода
вспомогательных агрегатов; - опустите переднюю часть
автомобиля; - снимите крышку головки блока
цилиндров; -
отсоедините топливопровод; - отсоедините контактный разъем
датчика температуры головки блока (СНТ); - отверните три
верхних
болта крепления крышки ремня ГРМ; - снимите расширительный
бачок
системы охлаждения; - снимите бачок гироусилителя рулевого
управления и отведите в сторону; - снимите
генератор; -
разгрузите передние опоры силового агрегата, подставив домкрат под
масляный картер, при этом используйте деревянные дощечки; -
снимите опоры; - ослабьте натяжение ремня ГРМ, как описано
ранее,
и снимите его. Установку ремня проводите в следующей
последовательности: - установите коленчатый вал в положение,
соответствующее ВМТ. с помощью установочного штифта; -
ослабьте
крепление шкивов распределительных валов, как описано ранее, так, чтобы
шкивы свободно вращались на распределительных валах; -
снимите
свечи зажигания; - установите с помощью приспособления
распределительные вал в положение соответствуюшее нахождению поршня
1-го цилиндра в ВМТ при такте сжатия; - установите ремень
ГРМ,
как описано ранее; - установите шкив (демпфер) на коленчатый
вал
с новым болтом, как описано ранее, и затяните; - наденьте
новый
ремень ГРМ как описано ранее, и натяните его; - проверьте и
отрегулируйте фазы газораспределения как описано ранее; -
дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной
снятию; - совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км.
За
это время электронные системы управления двигателем и автомобилем
должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя,
например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на
холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам
перепрограммируют блок управления заново; - после пробной
поездки
снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных
соединений и герметичность шланговых. Следующая
страница»»»»»»