Общие сведения
Под капотом автомобилей Fiesta монтируются компактные поперечно
расположенные четырехцилиндровые моторы с двумя или четырьмя (zetec-se)
клапанами на цилиндр. С 1996 года все бензиновые моторы оснащены
электронным администрированием (ford Eec-v) с бесконтактной системой
зажигания 3d и электронным впрыском топлива (sefi). Актуальный силовой
агрегат 1,8d Endura-de оснащен системой впрыска дизельного топлива
непосредственно в вихревые камеры. Гамма двигателей измененного
автомобиля Ford Fiesta на высоком техническом уровне. Все бензиновые
моторы оборудованы управляемым трехкомпонентным каталитическим
нейтрализатором, а дизельный силовой агрегат — окислительным
каталитическим нейтрализатором, и системой рециркуляции отработавших
газов. Все моторы соответствуют предписанным нормам по токсичности
отработавших газов соответственно 96 Еес.
Новый четырехцилиндровый силовой агрегат Zetec-se, устанавливаемый в автомобилях Fiesta с 1996 года
Рисунок. 4.1. Моторные отсеки с двигателями Zetec-se 1,25 и 1,4 л
(вверху) и Endura-e 1,3 л (внизу): 1 – сосуд гидравлического
усилителя рулевого управления; 2 – сосуд омывателя; 3 –
расширительный сосуд системы охлаждения; 4 – табличка с
техническими данными автомобиля; 5 – указатель уровня
двигательного масла; 6 – маслоналивная горловина; 7 – сосуд
для тормозной жидкости; 8 – аккумуляторная батарея; 9 –
воздушный фильтрующий элемент
Неоспоримо, что моторы Zetec-se Dohc рабочим объемом 1,25 л (55 квт/ 75
л.с.. и, соответственно, 1,4 л (66 квт/ 90 л.с.. являются техническим
совершенством автомобилей Fiesta серии с 1996 года. В двигательном
отделении моторы размещены с наклоном на 12° назад. Кстати, это
первые поперечно размещенные моторы Ford, у которых детали системы
впрыска размещены на передней стороне головки цилиндров. Это решение
гораздо улучшает доступ ко всем элементам системы впрыска при
исправлении и техническом обслуживании. Угол крена содержит
внушительное значение, так как с «поворотом» головки
цилиндров система выпуска больше не распологается в охлаждающем
воздушном потоке, а «прячется» за двигателем. Этот крен
гарантирует меж двигателем и передней перегородкой кузова доcтaточно
много места для снижения передачи тепла к двигателю от выпускного
коллектора и каталитического нейтрализатора. Моторные отсеки с
двигателями Zetec-se 1,25 и 1,4 л и Endura-e 1,3 л представлены на
рисунок. 4.1.
Оба мотора Zetec-se рабочим объемом от 1,1 до 1,7 л являются
предшественниками целой серии двигателей, которые были разработаны
компанией Ford в сотрудничестве с корпорацией Yamaha. Особенностью
компактных четырехцилиндровых двигателей является монтаж четырех
клапанов на цилиндр и электронного управления, а также приминение блока
управления двигателем Ford (eec-v) свежего поколения. Это позволило
исполнить точное управление подачей топливовоздушной смеси и
зажиганием, а также улучшить диагностирование и корректирование частоты
вращения холостого хода. На практике дaнные решения привели к
уменьшению выброса вредных веществ с отработавшими газами и больше
равномерному протеканию процесса сгорания при любых нагрузках.
Дальнейшим новшеством двигателей Zetec является очень высокая величину
наполнения цилиндров и, как следствие, высокая удельная мощность 44,3
квт/л. Это становится еще больше значительным при рассмотрении
эффективного среднего давления, которое представляет собой показатель
для коэффициента полезного манипуляции в форме специфического момента
вращения. Среднее давление всех двигателей Zetec-se гораздо выше, чем у
других двигателей Ford этого класса. Разрез и вид спереди мотора
Zetec-se представлены на рисунок. 4.. и 4.3.
Блок цилиндров и головка блока цилиндров
Блок цилиндров и головка блока цилиндров, а также основания большинства
дополнительных узлов и агрегатов сделаны из особенного алюминиевого
сплава. Крышка клапанов сделана из магния, а всасывающая труба —
из пластика. Моторы имеют 2 расположенные сверху распределительных вала
(dohc) и оборудованы многоклапанным устройством — по четыре
клапана на цилиндр. Ряд конструктивных решений сделал работу мотора
больше бесшумной, уменьшил его вибрацию и выброс вредных веществ с
отработавшими газами, минимизировал время технического обслуживания.
Благодаря гидравлической компенсации зазоров клапанов диагностика
зазоров клапанов в автомастерской проводится только каждые 150 000 км
пробега автомобиля. Промежуток клапанов на холодном двигателе
0,17–0,23 мм для впускных и 0,27–0,33 мм для выпускных
клапанов. Замена свечей зажигания проводится после каждых 45 000 км,
замена двигательного масла и масляного фильтра — после 15 000 км
пробега автомобиля.
Мощность мотора 1,25i Zetec-se рабочим объемом 1,25 л (55
квт/ 75 л.с.), как у простого мотора объемом 1,4 л
Новый шестнадцатиклапанный силовой агрегат объемом 1,25 л развивает
такую же мощность, как обыкновенный силовой агрегат объемом 1,4 л. При
этом в его концепции меньше всего внимания обращается на такие
абсолютные данные, как динамичность и расход топлива. С только плавной
кривой крутящего момента силовой агрегат не требует всегда наивысшую
частоту вращения коленчатого вала, а отлично чувствует себя уже при
2000 мин-1 (рис. 4.4). Максимального крутящего момента в 110 Н·м
силовой агрегат 1,25i достигает уже при 4000 мин-1. Наибольшую мощность
в 55 квт/ 75 л.с. он развивает при 5200 мин-1. Этого вполне достаточно,
чтобы легко чувствовать себя в нормальном потоке дорожного пеpедвижения
(ускорение от 0 до 100 км/ч за 12,7 с) и на автострадах разгонять
транспортное средство Fiesta до 170 км/ч. Расход топлива распологается
в скромных пределах — силовой агрегат 1,25i потребляет всего 6,4
л бензина на 100 км пути.
Рисунок. 4.4. Диаграмма мощности мотора Zetec 1,25 л, 55 квт (75 л.с..
Соединение мотора Zetec-se и автоматической коробки передач Стх
Общество Ford комбинирует силовой агрегат Zetec с бесступенчатой
автоматической коробкой передач Стх. И хотя в этой комбинации
динамичность мотора 1,25i теряется с автоматической коробкой передач,
все же транспортное средство Fiesta содержит высокие динамические
характеристики. Разгон с места до скорости 100 км/ч он совершает за
15,6 с, а максимальная быстрота автомобиля Fiesta Стх достигает 160
км/ч. Все это происходит на высоком уровне комфорта без переключения и
с относительно низким расходом топлива – 6,7 л бензина на 100 км
пути.
Силовой агрегат Zetec-se 1,4i (66 квт/ 90 л.с..
При расходе бензина 6,9 л на 100 км пути силовой агрегат Zetec-se 1,4i
может соперничать с большинством обыкновенных двигателей рабочим
объемом 1,6 л. Также в отношении данных мощности он занимает место в
первых рядах: 66 квт/ 90 л.с. при частоте вращения коленчатого вала
5600 мин-1 – это высокий показатель для каждого темпераментного
водителя автомобиля Fiesta. Силовой агрегат 1,4i разгоняет транспортное
средство с места до скорости 100 км/ч за 10,8 с, а максимальная
быстрота автомобиля достигает 180 км/ч. Самый сильный силовой агрегат
Zetec-se автомобиля Fiesta рабочим объемом 1,4 л гарантирует
достаточную тягу уже при 2000 мин-1. Своего максимального крутящего
момента 125 Н·м силовой агрегат 1,4i достигает при 4500 мин-1.
Моторы Endura-e (37 квт/ 50 л.с., 44 квт/ 60 л.с.. с 1996 года — серийное обеспечение автомобилей
В качестве альтернативы обоим двигателям Zetec-se общество Ford
представляет транспортное средство Fiesta с двумя иными бензиновыми
двигателями. Моторы имеют размер 1,3 л и внутризаводское обозначение
Endura-e. Основная вариация содержит мощность 37 квт/50 л.с. при 4500
мин-1 (рис. 4.5). Больше сильный силовой агрегат дуэта Endura-e
содержит мощность 44 квт/60 л.с. при 5000 мин-1. Моторы Endura-e
являются основательно модифицированными версиями мотора с системой
впрыска Ohv-hcs, который уже много лет безупречно работает в автомобиле
Fiesta. Но в сравнении с часто зарекомендовавшим себя
«оригиналом» общество Ford гораздо улучшила моторы Endura-e
в отношении плавности хода и показателей токсичности отработавших газов.
Рисунок. 4.5. Диаграмма мощности мотора Endura-e, 44 квт (60 л.с..
Впускной патрубок из пластика
Для эффективного повышения коэффициента полезного манипуляции общество
Ford разработала для двигателей Endura-e новые головки блока цилиндров
с отверстиями, обеспечивающими завихрение потока топливовоздушной
смеси, и компактными камерами сгорания. Со стороны всасывания размещены
всасывающие патрубки из пластика с гладкими внутренними поверхностями,
имеющие лучшую теплоизоляцию. Это целиком исключило встречающийся в
старых двигателях Ohv-hcs знак рывкообразного пеpедвижения автомобиля
при работе на обедненной топливовоздушной смеси. В этом случае
топливовоздушная смесь поступает пластиковый патрубок без образования
конденсата, к тому же улучшилось поведение мотора при теплом пуске
из-за снижения потерь тепла.
Последовательный впрыск топлива — стандарт для двигателей Endura-e
Дальнейшими новинками всех двигателей Endura-e являются
последовательный впрыск топлива, современнейший блок управления
двигателем Eec-v, размещенный около мотора каталитический
нейтрализатор, масляный картер, отлитый из алюминия, а также новейшая
подвеска мотора.
Вообще, все изменения в двигателях Endura-e привели к гораздо
улучшенному адекватному поведению мотора и ощутимому снижению уровня
шума в салоне автомобиля.
Рисунок. 4.6. Двигательный отсек с двигателем Endura-de 1,8: 1
– сосуд гидравлического усилителя рулевого управления; 2 –
сосуд омывателя; 3 – расширительный сосуд системы охлаждения; 4
– маслоналивная горловина; 5 – указатель уровня
двигательного масла; 6 – табличка с техническими данными
автомобиля; 7 – сосуд для тормозной жидкости; 8 –
аккумуляторная батарея; 9 – воздушный фильтрующий элемент
Дизельный силовой агрегат Онс объемом 1,8 л (44 квт/ 60 л.с.. с
электронным блоком Еес-v и окислительным каталитическим
нейтрализатором — серийное обеспечение с 1996 года
Новый силовой агрегат Endura-de является дальнейшим развитием
дизельного мотора рабочим объемом 1,8 л (44 квт/ 60 л.с. при 4800
мин-1).
Рисунок. 4.7. Диаграмма мощности мотора Endura-de, 44 квт (60 л.с..
От всех двигателей автомобиля Fiesta он отличается специфически низким
расходом топлива. Его основополагающие модификации частей соответствуют
объему бензиновых двигателей. Специфические изменения в двигателе
Endura-de — он был разработан на основе последних положений Ес о
токсичности отработавших газов — ограничиваются новыми элементами
впрыска, по-другому калиброванным и управляемым блоком Eec-v,
распределителем-насосом впрыска, а также расположенным около мотора
окислительным каталитическим нейтрализатором, работой которого в
автомобиле Fiesta руководит электронный блок. С 1996 года пуск
холодного мотора улучшили свечи накаливания (ezd 35), которые также при
внешней температуре до –15 °с отсекают предварительное время
накаливания до 4 с. Диаграмма мощности мотора Endura-de показана на
рисунок. 4.7.
Технические решения по уменьшению шума дизельного мотора автомобиля Fiesta
Модифицированная подвеска двигателя, воздушный фильтр, размещенный
отдельно, новейшая система выпуска отработавших газов и добавочные
решения по уменьшению шума сделали дизельный силовой агрегат Fiesta
тише его предшественников. Силовой агрегат Endura-de рабочим объемом
1753 см3 гарантирует соответствующую мощность в верхнем диапазоне
частоты вращений и тяговое напряжение в среднем диапазоне частоты
вращения коленчатого вала. Кривая крутящего момента дизельного мотора с
вихревой камерой установлена только плоско — на практике это
проявляется в хороших показателях тяги. Силовой агрегат Endura-de
достигает своего наивысшего показателя 105 Н·м крутящего момента
при 2500 мин-1, и почти 70% из этого стабильно присутствуют выше общей
кривой мощности. Дизельный силовой агрегат разгоняет транспортное
средство с места до скорости 100 км/ч за 17,6 с, а при скорости 155
км/ч редуктор топливного насоса ограничивает наибольшую быстрота. При
типичной для дизельного мотора езде — по реальности больше при
низкой частоте вращения коленчатого вала мотора — наибольший
расход дизельного топлива составляет 5,7 л.
Выбор оптимального варианта ремонта мотора — в мастерской или своими силами
Несмотря на свою крепкую конструкцию, в двигателях автомобилей Fiesta
нужно проводить ремонтные и регулировочные работы. Дaнные работы нужно
исполнять в автомастерской. Квалифицированные мастера владеют
необходимыми особыми знаниями и опытом и, как правило, имеют нужные
приспособления для осуществления большинства работ по ремонту.
Например, неквалифицированно замененный собственными силами зубчатый
ремень может привести к серьезным повреждениям поршней и клапанов.
Квалифицированный ремонт по замещении прокладки головки цилиндров и
клапанов избавит вас по крайней мере от удаления порчи подшипников
мотора. Если вы не до конца уверены, что сможете собственными силами
отремонтировать двигатель, в интересах собственного кошелька забудьте
про работы своими силами. Вам остается только ряд работ по проверке и
техническому обслуживанию, которые вы можете осуществить индивидуально. Следующая
страница»»»»»»