Силовой агрегат ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый,
рядный, четырехтактный с парой клапанов на цилиндр и
распределительным
валом в блоке цилиндров. Очередность работы цилиндров:
1-2-4-3.
Блок цилиндров - отлит из алюминиевого сплава, цилиндры
вставные чугунные, уплотненные медными кольцами. Между
цилиндрами имеются каналы для циркуляции охлаждающей
жидкости.
Впереди двигателя Газель ЗМЗ -402 размещен привод клиновым
ремнем генератора, насоса охлаждающей жидкости и вентилятора
радиатора.
К задней части блока цилиндров прикрепляется картер
сцепления и крепления коробки передач.
Двигатель прикрепляется к раме автомобиля на 3 опорах - две
резиновые подушки помещены по сторонам двигателя, а третья
опора зафиксирована под корпусом коробки передач.
Коленчатый вал - отлит из чугуна, прокручивается в пяти
коренных подшипниках скольжения. Осевое движение вала
препятствуют две упорные шайбы.
Шатуны - кованые, стальные, двутаврового сечения, нижней
разборной частью они состыкуются с коленчатым валом через
вкладыши, верхней частью - с поршневым пальцем. Палец
плавающего типа, он беспрепятственно прокручивается
в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней части шатуна.
Осевое движение поршневого пальца ограничено с помощью двух
стопорных колец, вставленными в канавках бобышек поршня.
Поршни - литые, из алюминиевого сплава, с одним маслосъемным
кольцами и двумя компрессионными.
Головка блока цилиндров Газель ЗМЗ -402 отлита из алюминия,
с запрессованными чугунными седлами и направляющими втулками
клапанов из прессованного материала.
Клапаны приводятся в движение с помощью штанги и коромысла.
На каждом клапане по две пружины.
Распределительный вал - литой, чугунный, прокручивается в
пяти подшипниках скольжения. От осевых смещений он крепится
стопорной пластиной, вставленной в проточку вала в передней
части двигателя. Распределительного вала вращается через
косозубые шестерни.
Шестерня на распревале, для уменьшения шума сделана из
текстолита или полиамида.
Система
охлаждения - жидкостная, закрытого типа с циркуляцией.
Насос охлаждающей жидкости - центробежного типа, приводится
в движение от коленчатого
вала клиновым ремнем объединено с вентилятором и
генератором. В канале системы охлаждения вмонтирован
термостат.
Система смазки двигателя Газель ЗМЗ -402 - комбинированная:
под давлением по каналам в блоке, смазываются коренные и
шатунные вкладыши коленчатого вала, опоры распределительного
вала, подшипники валика привода масляного насоса, латунные
вставки коромысле, верхние концы штанг толкателей и шестерни
привода распределительного вала. Остальные части смазываются
разбрызгиванием. Масляный насос - шестеренчатый,
односекционный с приводом от распределительного вала с
помощью пары винтовых шестерен. В систему смазки установлены
масляный радиатор и полно поточный фильтрующий элемент.
Система вентиляции картера - закрытая, принудительная, с
выводом картерных газов через маслоотделитель в корпус
воздушного фильтра.
Некоторые модели двигателей оборудованы системой
рециркуляции отработавших газов.
Ремонт двигателя ЗМЗ-402
Демонтируем мотор с автомобиля (см.Описание снятия силового
агрегата).
Демонтируем головку блока (см. Демонтаж головки блока
цилиндров).
Демонтируем картер с двигателя (см. Разборка двигателя
Газель ЗМЗ -402).
Ключом «на 24» отвинчиваем болт и отделяем трубку от
основания масляного фильтра.
Ключом «на 13» отвинчиваем четыре гайки крепления масляного
фильтра,
и демонтируем его.
Демонтируем топливный насос (см. Демонтаж и разборка
топливного насоса).
Демонтируем стартер (см. Демонтаж стартера с двигателя).
Демонтируем насос охлаждающей жидкости (см. Замена насоса
охлаждающей жидкости).
Демонтируем головку блока цилиндров (см. Описание снятия
головки блока цилиндров Газель ЗМЗ -402).
Ключом «на 24» отвинчиваем и демонтируем кран масляного
радиатора и масляную трубку
Ключом «на 12» отвинчиваем штуцер и вытаскиваем трубку
указателя уровня масла.
Демонтируем крышку распределительных шестерен (cм. Замена
переднего сальника коленчатого вала).
Ключом «на 13» отвинчиваем две гайки фиксации крышки коробки
толкателей
и демонтируем крышку.
Вытаскиваем восемь толкателей клапанов и маркером на носим
на них нумерацию.
Они притерлись к местам посадки штанг, следственно при
монтаже их нужно устанавливать каждый на свое место
Не сильными ударами молотка с помощь бородка или зубила
выбиваем шпонку и демонтируем маслоотделитель с коленчатого
вала.
Головкой или торцевым ключом «на 12» через отверстие в
шестерне отвинчиваем 2 болта крепления упорного фланца и
вытаскиваем распределительный вал совместно с шестерней.
Если шестерня изношена, спрессовываем ее с вала (см.Описание
разборки и ремонта двигателя Газель ЗМЗ -402).
Чтобы гильзы цилиндров не выпадали, фиксируем их приспособой
и переворачиваем блок.
Головкой «на 13» отвинчиваем две гайки крепления масляного
насоса и демонтируем его.
Шестигранным ключом «на 8» отвинчиваем две гайки и
демонтируем фиксатор сальника коленчатого вала.
Головкой «на 15» отвинчиваем две гайки крышки шатуна и
демонтируем крышку.
Надавливая деревянной ручкой молотка на шатун, выдавливаем
поршень из цилиндра.
Также вытаскиваем остальные три поршня.
Если поршни и гильзы цилиндров при ремонте не требуется
заменять, то маркируем поршни и маркируем положение гильз в
блоке.
Головкой «на 19» отвинчиваем две гайки и демонтируем крышку
коренного подшипника. Демонтируем остальные четыре крышки.
Вынимаем из блока коленчатый вал.
Демонтируем спецприспособление для крепления гильз цилиндров
и вытаскиваем гильзы.
В случае дальнейшего применения этих гильз, маркируем их
расположение в блоке, чтобы при монтаже они сели на свои
места.
Сборка двигателя ЗМЗ-402
Монтаж двигателя Газель ЗМЗ -402
Выбор запчастей частей и монтаж деталей
шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ-402 проводится
соответственно указаниям,
предписанным в разделе Монтаж шатунно-поршневой группы двигателя
ЗМЗ-406, но имеют несколько различий.
Так, направляющий выступ шатуна двигателя ЗМЗ-402 размещен
не на стержне шатуна, а на его крышке.
При подмене вышедших из строя гильз новыми и ремонтными
следует вводить их в блок так, чтобы риска,
имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая
ее группу, была установлена в поперечной поверхности блока.
В других случаях, раньше, чем извлечь гильзы из блока, их
нужно маркировать порядковыми номерами, а также
промаркировать
состояние в блоке, чтобы при монтаже обеспечить их установку
в прежнее состояние. В случае замены поршней, гильз,
поршневых пальцев
или шатунов выбор сопрягаемых пар рекомендуется выполнять
при температуре узлов 20±3°С.
При монтаже на поршень новых колец, но со старыми гильзами,
следует убрать на станке ступеньку выработки
в верхней части гильзы.
Для не сильно изношенных гильз цилиндров при ремонте без их
расточки предусмотрен набор луженых компрессионных и
стальных маслосъемных колец.
При монтаже распределительного вала совмещаем риску на его
пластмассовой шестерне с меткой «0» на шестерне коленчатого
вала.
Толкатели подбираются по размерам отверстий в блоке и
делятся на две группы.
Коленчатый вал, маховик и сцепление требуют балансировку в
сборе, следовательно, при замене одной из этих частей
следует выполнить
динамическую балансировку, снимая металл с тяжелой стороны
маховика.
Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе
не стоит производить, если первоначальный дисбаланс
преувеличивает 200 г.см.
В этом случае нужно узел разобрать и проконтролировать
балансировку каждой части в отдельности.
Напрессовав до ограничения шестерню коленчатого вала,
следует проконтролировать его осевой зазор. Диагностика
проводится следующим образом:
заложите отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между
первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь
ею как рычагом,
отжать вал к заднему концу двигателя. Посредством щупа
выясните зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника
и
плоскостью бурта первой радикальный шейки. Зазор должен быть
в пределах 0,125-0,325 мм.
В задний край коленчатого вала Газель ЗМЗ -402
запрессовывается шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя
защитными шайбами.
Разрешается применять подшипник 60203А с одной защитной
шайбой, при этом в углубление для подшипника нужно заложить
20 г смазки Литол-24.
Закрепите на маховике нажимной диск сцепления в сборе с
корзиной, заблаговременно отцентрировав ведомый диск
посредством оправки
(можно применять первичный вал коробки передач) по отверстию
в подшипнике в задней части коленчатого вала. Риски «0»,
отмеченные на кожухе нажимного диска и на маховике около
одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть
соединены.
Стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой
распределительных шестерен и креплением набивки промажьте
герметиком. Следующая
страница»»»»»»