26
Система охлаждения двигателей ЗМЗ-402 и УМЗ-4215
I – с одним отопителем;
II – с двумя отопителями и электронасосом (для фургонов с
двумя рядами сидений и автобусов);
1 – расширительный бачок;
2 – термостат;
3 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
4 – радиатор;
5 – сливная пробка (кран) радиатора;
6 – вентилятор;
7 – ремень привода вентилятора;
8 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
9 – насос охлаждающей жидкости;
10 – сливной кран блока цилиндров;
12 – электронасос системы отопления;
11, 13 – кран отопителя;
14 – радиатор дополнительного отопителя;
15, 16 – радиатор основного отопителя;
17 – основной клапан термостата;
18 – байпасный клапан.
Система
охлаждения двигателя
ЗМЗ-406
I — система отопления с одним отопителем;
II — система отопления с двумя отопителями;
1 — сливной кран системы охлаждения;
2, 3 — краны отопителей;
4 — электронасос системы отопления;
5 — радиатор дополнительного отопителя;
6, 7 — радиаторы отопителей;
8 — блок подогрева впускного трубопровода;
9 — расширительный бачок;
10 — термостат;
11 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
12 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости;
13 — радиатор;
14 — сливная пробка радиатора;
15 — вентилятор;
16 — поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса;
17 — насос охлаждающей жидкости.
Особенности конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с
принудительной
циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку
охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость
проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху.
Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют "большой круг"
циркуляции.
В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор
дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и
автобусов), и электронасос, установленый на отводящем шланге системы
отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов).
Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от
термостата и регулируется только краном отопителя.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 в основном аналогична системе
охлаждения двигателя ЗМЗ-402, но имеет отличия заключающиеся в том, что
предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе
термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния
двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в
передней части блока цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала
поликлиновым или клиновым (для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) ремнем.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат, с двумя
клапанами: основным и байпасным. На холодном двигателе основной клапан
закрыт, и вся жидкость циркулирует по «малому
кругу»,
возвращаясь сразу в рубашку охлаждения минуя радиатор. Это ускоряет
прогрев холодного двигателя.
При температуре 80–84°С (78–82°С
для ЗМЗ-402 и
УМЗ-4215) основной клапан начинает открываться, пропуская часть
жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.
При температуре 94°С основной клапан открывается полностью, а
байпасный закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор
двигателя.
Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой.
Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым или поликлиновым (у
ЗМЗ-406) ремнем. Ось вентилятора у ЗМЗ-402 вращается в двух
подшипниках. У двигателей УМЗ-4215 вентилятор имеет подшипник, такой
же, как и у насоса. Подшипники установлены в специальном кронштейне,
закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками. У
ЗМЗ-406 крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей
жидкости. Привод вентилятора двигателя УМЗ имеет натяжной шкив на
отдельном кронштейне.
Радиатор — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми
бачками.
Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную
прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу бачков. На бачках и
верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления
радиатора к кузову. На левом по ходу автомобиля бачке в нижней части
имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангом с
патрубком нижнего бачка радиатора, трубкой с патрубком термостата и с
левым бачком радиатора. На бачке имеется метка MIN, показывающая нижний
допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок
закрыт резьбовой пробкой. Герметичность системы обеспечивается клапаном
в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное
давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура
кипения жидкости повышается до 115°С и уменьшаются ее потери на
испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на
остывающем двигателе).
На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны а на двигателях УМЗ и ЗМЗ-402 с
правой расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока
цилиндров.
Замена насоса охлаждающей
жидкости ЗМЗ-402 и УМЗ-4215
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Снимаем радиатор (см. Снятие радиатора)
Снимаем крыльчатку и шкив вентилятора
Удерживая шкив насоса «газовым» ключом, ключом
«на 12» отворачиваем четыре болта крепления шкива.
Снимаем шкив и пластину.
Ослабляем затяжку хомута и снимаем шланг отопителя с патрубка насоса.
Шлицевой отверткой ослабляем хомуты отводящего шланга насоса и (для
удобства) шланга корпуса термостата.
Снимаем шланги с патрубков насоса и корпуса термостата.
Выводим из скобы крепления и отводим в сторону провода датчиков системы
смазки.
Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек крепления
насоса к блоку цилиндров.
Снимаем насос...
...и прокладку, осторожно поддев ее ножом.
Ключом или головкой «на 10» отворачиваем болт
крепления крышки насоса.
...с прокладкой
Собираем насос в обратной последовательности, нанеся на новые прокладки
тонкий слой герметика или любой смазки. Следующая
страница»»»»»»